10 минут тишины
Видеоарт-проект «VOOM. Портреты Роберта Уилсона»: безмолвие как путь познания
в галерею
С бурным развитием рекламных технологий в российской реальности слово «уникальный» постепенно начало утрачивать свою семантическую остроту, потому что сейчас «уникально» все, что рекламируется… В этом тексте тоже прозвучит слово «уникальный», но воспринимать его следует не как рекламно-проходное звонкое словечко, а во всей полноте, какой наделил его великий русский язык.
«VOOM. Портреты Роберта Уилсона» - явление УНИКАЛЬНОЕ. Оно уникально, потому что технологии, «дозревшие» до вертикального формата и высококачественной передачи мельчайших нюансов цвета и светотени (Voom HD Networks - компании-пионера в области HDTV), более нисколько не ущемляют свободы «живописного мазка», артистического жеста в видеоарте, а лишь меняют палитру выразительных средств - на грим, освещение, звуковое сопровождение, на неигровые приемы формального театра.
Оно уникально, потому что вновь вернуло после почти столетнего изгнания на пьедестал величия жанр портрета с его чутким отношением к движениям человеческого духа и души. Оно уникально, потому что Уилсон обнажил это внутреннее сокровенное движение, заставив людей бездействовать, бездействовать физически: замолчать, остановиться, не двигаться… По Уилсону, остаться в подобном безмолвии значит невольно выдать себя самого, а еще, подобно тварям земным, научиться воспринимать окружающую реальность каждой клеткой своего тела (вот откуда столь частое появление животных среди героев портретов). И тогда происходит то, что Джеймс Джойс называл "эпифанией" (озарением), - мгновение, когда душа обычнейшего объекта является нам "сияющей". В таком откровении предстали Жанна Моро, Вайнона Райдер, Михаил Барышников, Джонни Депп, Изабель Юппер, Сальма Хайек, Роберт Дауни-младший, Стив Бушеми, бывшая императрица Ирана Шабану Фарах Пахлави, принцесса Монако Каролина, китайский художник Чжан Хуан - люди хорошо знакомые великому режиссеру-формалисту Роберту Уилсону.
Что до моментов чисто организационных, то стараниями агентства marka: ff видеоартпроект «VOOM. Портреты Роберта Уилсона» в Москве, в фонде культуры «Екатерина» - это, ни много ни мало, первая мировая премьера! До этого портреты были показаны только в США, на родине этого великого исследователя безмолвия.
В середине 60-х годов Уилсон начинает работать с выдающимися хореографами - Джорджем Баланчиным, Мерсом Каннингеном и Мартой Грэхем. В 1968 году основывает школу Byrd Hoffman School of Byrd и дает представления на Спринг-стрит в Манхэттене. В 1969 году в Нью-Йорке идут две его большие постановки - «Король Испании» в Театре Андерсона и «Жизнь и время Зигмунда Фрейда». Всемирное признание приходит к Уилсону в 1971-м вместе с революционной постановкой немой оперы Deafman Glance, которая была осуществлена совместно с Рэймондом Эндрюсом - талантливым глухонемым мальчиком, усыновленным Уилсоном. В 70-х постановки Уилсона идут по всему миру, среди них - длящаяся семь дней пьеса KA MOUNTAIN and GUARDenia Terrace, поставленная в Ширазе (Иран), «Жизнь и время Иосифа Сталина» - 12-часовая немая опера и «Письмо королевы Виктории». В 1976 Роберт Уилсон работает с композитором Филиппом Гласcом над постановкой пьесы «Эйнштейн на пляже». Уилсон активно сотрудничает с европейскими театрами и операми. В берлинском театре «Шаубюне» он ставит Death Destruction & Detroit (1979) и Death Destruction & Detroit II (1987), в гамбургской «Талии» представляет четыре потрясающие музыкальные постановки: «Черный всадник» (1991), «Алиса» (1992), «Маятник времени» (1996) и POEtry (2000). В начале 80-х Уилсон приступает к своему самому амбициозному проекту - эпопее CIVIL warS. Целиком постановка никогда не демонстрировалась, но отдельные ее части были показаны в США, Европе и Японии.
За два десятилетия новаторский, экспериментальный стиль Уилсона совершенно преобразил модус работы с традиционным драматическим и оперным репертуаром. Он ставил оперы в La Scala, «Метрополитен Опера», Opera Bastille в Париже, в Цюрихской опере, в Государственной опере Гамбурга, чикагской Lyric Opera и Grand Opera в Хьюстоне.
Уилсон наиболее известен театральными постановками, но его творчество всегда было тесно связано с изобразительным искусством. Его рисунки, живописные работы и скульптуры выставлялись по всему миру на персональных и групповых выставках.
Уилсон - лауреат двух премий Фонда Рокфеллера и двух премий Фонда Гуггенхайма, также был удостоен огромного количества других наград.
В 2007 году Paula Cooper Gallery, представляющая Уилсона как художника, и Phillips de Pury & Co организовали в Нью-Йорке выставку его самого последнего нашумевшего художественного проекта - «VOOM. Портреты Роберта Уилсона». Затем выставка прошла в ACE Gallery в Лос-Анджелесе и продолжает путешествовать по миру.