Архитектура по Чернышевскому

I Московская биеннале архитектуры. «Арх Москва-2008»: как жить и что делать

Дата публикации: 30.05.2008

I Московская биеннале архитектуры. «Арх Москва-2008»: как жить и что делать

Темой I Московской биеннале архитектуры стало емкое - почти по Чернышевскому - словосочетание «Как жить» - без вопросов, без восклицаний, без утверждений. Российское архсообщество вкупе с девелоперами наконец переболело звездным ажиотажем и лихорадкой тотальной роскоши и занялось проблемами насущными, проблемами, определяющими и формирующими национальную культурную и ментальную среду (вырабатываем современные принципы и формы массовой типовой застройки).

Если при посещении предыдущих форумов «Арх Москвы» складывалось ощущение, что в России настоящей архитектуре могут быть сопричастны только очень богатые люди, то теперь благодаря компетентному кураторству главного редактора журнала «Проект International» Барта Голдхоорна, инициировавшего заданную тему и составившего актуальную разноплановую подборку международных прецедентов в решении вопроса, стало очевидным, что 70 лет «великой социалистической стройки» так и не позволили сформироваться в нашей стране культуре индивидуального жилья для среднего класса как таковой, тогда как на Западе она проросла сквозь национальные архитектурные традиции и ментальные устои и стала мощным фундаментом общекультурного порядка.

Панельные дома, куда была заперта основная масса городского населения СССР и стран коммунистического лагеря, возводились по принципу максимальной плотности живой массы на квадратный метр и быстроты застройки. За кадром полностью остался человеческий фактор - потребность существования в микросоциуме со своим уникальным микроклиматом общения и общежития, взращенного на столкновении индивидуального. Запрет на изменение фасадных элементов, отсутствие закрытых дворов для взращивания маленьких садиков, раскованных детей и добрососедских отношений превратили кварталы в череду громоздких безликих блоков, а жителей - в добровольных затворников малометражных коробок. Именно эта противоестественность с падением Берлинской стены полностью опустошила целые кварталы и города, возведенные в 70-х на территории ГДР. И именно отсюда в российском сознании повелось прозвище «спальные районы» и ошибочное восприятие архитектуры как высокой материи для имущих.

Отрадно, что все это прозвучало под патронатом администрации президента РФ, правительств РФ и города Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии, однако осталось неясным, понимает ли этот серьезно-статусный патронат, что возведенная тема - проблема государственного масштаба, или они просто приняли под свое крыло крупный культурный проект, стремящийся к лаврам Венецианской биеннале архитектуры.

О первой Московской биеннале архитектуры читайте также в статьях:

Балюстрада для Петрова окна
I Московская биеннале архитектуры. «Арх Москва-2008»: имидж для столичной простушки

С оглядкой на будущее
I Московская биеннале архитектуры. «Арх Москва-2008»: «интерфейс» приватности и индивидуальности

Типология заботы
I Московская биеннале архитектуры. Международный павильон: нетривиальные преломления архитектурной мысли в делах массовых и допотопных

Дом, рожденный бессонницей
I Московская биеннале архитектуры. «Перспектива-2008»: без полетов
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Каким должен быть кондиционер для дома: 5 важных характеристик, которые сошлись в одной модели

Функционал, безопасность, стильный дизайн — разбираемся, каким должен быть современный кондиционер и может ли один прибор совмещать все важные качества.

#Где купить

Современные технологии для чистоты: пылесосы нового поколения Trouver K30 и K30 Mix

В последние годы устройства для уборки перестали быть просто инструментами для поддержания порядка — они превратились в высокотехнологичных помощников, которые существенно упрощают нашу жизнь.

#Где купить

Милый монстр: дизайнерская новинка не только в детскую

Молодое дизайн-бюро обыграло наши детские страхи, чтобы создать совсем нестрашную арт-мебель.

#Новости

Коллекционный дизайн: уличная мебель как результат яркой коллаборации

Коллаборация известной миланской галеристки Нины Яшар и текстильной «дочки» Hermès.

#Новости