Архстояние
В деревне Никола-Ленивец прошел очередной фестиваль ландшафтных объектов
в галерею
Для архитектурного фестиваля, проходящего в двух часах езды от Калуги (ближайшего крупного населенного пункта) и в четырех часах от Москвы, - такое количество людей действительно рекорд. И конечно, это победа архитектора Василия Щетинина и художника Николая Полисского, стоявших у истоков создания арт-поселка в этом заброшенном уголке России - деревня даже не обозначена на карте. Между тем Никола-Ленивец имеет историческое значение: в 1840 году деревня оказалась в центре Великого стояния на реке Угре, положившего конец монголо-татарскому игу.
Если бы не увлечение Щетинина идеей Славы Полунина о создании «Города счастья», про деревеньку в Калужской области уже давно забыли бы, так как местных жителей здесь не осталось, а дачные участки никто не приобретал. Василий Щетинин приехал сюда в 1989 году, чтобы осуществить свою «утопическую» мечту. Его поддержал участник известной группы «Митьки» Николай Полисский. Он и прославил Никола-Ленивец своими художественными объектами из снега, сена и дерева. К их созданию Полисский привлек жителей соседних деревень, которые поначалу с недоверием относились к предложениям соорудить поле снеговиков или сделать сотни деревянных птиц. Но как только плоды трудов замелькали на выставках и стали регулярно демонстрироваться не только в России, но и за рубежом, недоверие исчезло. А селян стали уважительно называть художниками. Благодаря растущей популярности их деятельности, которой во многом поспособствовала столичная пресса, в 1998 году при поддержке губернатора области в Никола-Ленивец была построена дорога - до этого в деревню ходили пешком. А кроме домов Щетинина и Полисского здесь появились жилища их единомышленников.
Фестиваль «Архстояние» был основан три года назад. С тех пор в Никола-Ленивце дважды - зимой и летом - презентуют очередное архитектурное чудо, которых на территории деревни уже скопилось немало. Будучи сделаны из подручных природных материалов, с течением времени они ветшают, покрываются мхом и разрушаются - получается своеобразный меняющийся музей под открытым небом. Здесь творили такие звезды российской архитектуры, как Александр Бродский,
К «Архстоянию-2009» также подготовили три новых объекта, объединенных темами «Ноева ковчега» (ее задали кураторы еще на летнем фестивале) и праздника масленицы. Архитектор Константин Ларин и журнал Domus представили масштабный объект «Огонь-баба». Это возвышающаяся в поле величественная скульптура, «насаженная» на трехметровую горку для катания, которая, надо заметить, пользовалась большим успехом у приехавших на праздник детей. Редакция Domus не случайно обратилась к Константину Ларину с просьбой разработать этот объект. Дело в том, что он придумал первую обложку для приложения к журналу Domus под названием Exclusive. А «Архстояние» стал первым фестивалем такого масштаба, в котором это довольно молодое в России издание приняло участие. Редакция не прогадала: объект у архитектора получился впечатляющий. В конце дня его по старой русской традиции сожгли. Было немного жаль, но зрелище того стоило.
Другой проект - «Позолоченный телец» Василия Щетинина. «Это наш ответ Быку с Уолл-стрит (Wall Street Bull)», - заявил автор. Правда, щетининский бык из гнутых досок совсем лишен агрессии. Он - символ терпения и сохранности, который, например, в случае потопа может превратиться в корабль и спасти всех. На нем расположилась сцена с ансамблем народной песни, а внутри - выставка фотографий с прошлого «Архстояния». Третий объект тематически был ближе к масленице, нежели к лэнд-арту.
Архитектурное бюро «Рождественка» показало большую полиэтиленовую скульптуру «Жена Ноя», которая весь день парила в воздухе, а вечером распалась на множество пар зверей и людей. Выбор «Рождественки» вполне объясним - в этом году «Архстояние» переросло в крупный социальный проект. Теперь это не просто фестиваль для архитекторов, дизайнеров, художников, а большое массовое гулянье, на которое люди приезжают повеселиться и приобщиться к культуре. Это дает жителям из соседних деревень возможность заработать. Кроме того, в прошлом году фестиваль официально вышел на международный уровень: Николай Полисский и «Никола-Ленивецкие промыслы» с башнями из лозы и скульптурами из сена представляли Россию на архитектурной биеннале в Венеции.
Организатор фестиваля: «Проект Никола-Ленивец» при содействии администрации Дзержинского района Калужской области.
Константин Ларин, архитектор, автор объекта «Огонь-баба»:
Важно, что фестиваль «Архстояние» предоставляет возможность обмениваться идеями и энергией. К тому же он несет социальную функцию: люди могут не только насладиться праздничным весельем, но и приобщиться к культуре и ритуалам, несущим более глубинный смысл.
Антон Кочуркин, архитектор, куратор «Архстояния-2009»:
В этом году фестиваль получился радостным с точки зрения массового веселья. Таким образом, он стал неким мостом между элитарным и массовым искусством.