Большие миры "маленьких" людей
«Арт Москва»-2008: документация, былое и думы














в галерею
Актуальное искусство всегда служило индикатором социальных и ментальных язв, оно вскрывало и вспарывало их, как свежие туши, из которых выливалось нечто отвратительное и зловонное, и пика своей нарочито неприглядной откровенности путем более жесткой примитивизации символики оно достигло в конце 1990-х – 2000-х годах. Недаром на последней Венецианской биеннале современного искусства было столько крови и боли – таков наш век.
Однако в последние годы, и прекрасно подобранная экспозиция «Арт Москвы»-2008 тому подтверждение, западные художники стали отходить от глобальных апокалиптических тем, все больше погружаясь в мир «маленьких» людей. Они подбирают их вещи, привычки и слабости (серия работ Александра Захарова с Барби и Тедди в главных ролях, галерея RuArts), отыскивают и возводят на пьедесталы их кумиров (скульптурная группа «Герой. Лидер. Бог» Александра Косолапова, 2006 год, бронза, галерея M&Ю Гельмана), слагают анекдоты – артистические жесты об их повседневности и взглядах (видеоинсталляции «Синих носов»), наконец, пытаются застать врасплох и выудить их суть, их естество теми средствами, что ранее принадлежали лишь фотографии и кинематографу.
В изобразительное и пластическое искусство прочно входит документалистика. Вернулась точность в фиксации происходящего гиперреализма (художественного течения неореалистической живописи в США второй половины ХХ века), только по сравнению с первым витком, концентрировавшимся на личностях и потому предпочитавшим портретный жанр, неофотореализм более суетен и событиен: его прерогатива - сюжетное бытописательство - эксцентричная малышка, бредущая с дискотеки или позирующая модельному фотографу (масляная серия Пиота Бремера (Piot Brehmer), Schuebbe Project Gallery). Также полотна укрупняют и фиксируют газетные вырезки («Виктор Пинчук» Хосе Мария Кано, 2008 год, энкаустика, галерея «Риджина») и плакатную графику, а скульптура пытается найти своих «граждан Кале» (деревянные скульптуры Йоханнеса Лаутеса (Johannes Lautes), Haus Schneider Usci Kolb Gallery).
