Дом в голове: призраки в доме
Сюрреалистический дом от студии Carmody Groarke в лондонской Barbican Art Gallery
в галерею
Для экспозиции сюрреалистического искусства студия Carmody Groarke разработала выставочное пространство, которое творит живую и органичную среду обитания для более чем 150 работ, представляющих различные этапы и ключевые фигуры направления. С другой стороны, Surreal House – это исследование-размышление о метафизике и силе самого понятия «дом» в нашем коллективном воображении и в то же время и дом как таковой - экстраординарное пространство, реализующее язык сюрреализма в архитектурной пластике. Carmody Groarke отталкивалась от философии тяжеловеса-модерниста Ле Корбюзье, утверждавшего, что дом – это нечто большее, чем машина для того, чтобы жить, это инсценированный пейзаж, живой конвульсивный театр, населяемый ежеминутными последствиями деяний и движений его обитателей. Но есть в нем место и для иррационального…
Сама выставка галереи представляет разнообразный диапазон живописных и графических работ, фотографий, фильмов, макетов и инсталляций из музейных и частных коллекций Европы, Канады и США и примеряет первое поколение сюрреалистов, их предшественников, последователей и современных адептов. Iconic works Сальвадора Дали (Salvador Dalí), Марселя Дюшана (Marcel Duchamp), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) и Рене Магритта (René Magritte) здесь установлены рядом с работами Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), Эдварда Хоппера (Edward Hopper) и архстудии Le Facteur Cheval, а также в ряду сегодняшних сюрреалистов Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) и Сары Лукас (Sarah Lucas).
Среди кинопроектов - работы Майи Дерен (Maya Deren), Жана Кокто (Jean Cocteau), Андрея Тарковского и Яна Шванкмайера (Jan Švankmajer). Современная архитектурная интерпретация сюрреализма прочитывается в объектах постмодернистов и деконструктивистов - Джона Хейдака (John Hejduk), студии Coop Himmelb(l)au, Рэма Коолхаса (Rem Koolhaas), Бернарда Чуми (Bernard Tschumi) и студии Diller&Scofidio.
Тема дома и версии его умозрительного бытования звучат и в фильмах Бастера Китона (Buster Keaton). К примеру, в его «Чучеле» (1926), где все элементы и функции жилища упакованы в одну комнату, в волшебном замке Кокто из La Belle et La Bete (1946), в «Жертвоприношении» Тарковского, в напеве оперы из «Туалета в углу» Ильи и Эмилии Кабаковых.
Выставка продлится до 12 сентября 2010 года.