Эклектика нового времени

Объявлен лауреат Притцкеровской премии 2007. Им стал британский архитектор Ричард Роджерс (Richard Rogers) – основоположник хай-тека и соавтор эпохального проекта-манифеста постмодернизма – Центра Помпиду в Париже

Дата публикации: 03.04.2007

Объявлен лауреат Притцкеровской премии 2007. Им стал британский архитектор Ричард Роджерс (Richard Rogers) - основоположник хай-тека и соавтор эпохального проекта-манифеста постмодернизма - Центра Помпиду в Париже

Для архитектурного сообщества премия Притцкера (Pritzker Architecture Prize) - это все равно, что пальмовая ветвь Каннского фестиваля для кинематографистов, Пулитцеровская премия (Pulitzer Prize) для литераторов или Нобелевская - для умов ученых. Она была учреждена в 1979 американским миллионером и филантропом Джеем Притцкером, и на сегодняшний день ее денежный эквивалент составляет 100 тысяч долларов. Среди ее последних лауреатов лорд Норман Фостер (2005) и Заха Хадид (2006).

После действительно революционной концепции здания Центра Помпиду (1971-1977), решенного в хай-тек стилистике, со смелым выводом систем технического и коммуникационного оснащения в ряд фасадообразующих элементов, и проекта лондонского отделения компании Lloyds (1978-1986) до внушительной лепты в формирование мирового архитектурного ландшафта второй половины ХХ - начала XXI веков, а, следовательно, и до Притцкера, Ричарду Роджерсу не хватало пары шедевров. И вот в 2005 Роджерс закончил сразу два выдающихся проекта: здание Уэльского Национального собрания (Welsh National Assembly (1998-2005)) и 4-й терминал испанского международного аэропорта «Барахас» (Madrid Barajas International Airport).

Для людей, уже ставших однажды законодателями моды, эволюционировать до рождения чего-то концептуально-нового крайне сложно, но новые работы Роджерса - это тонкий гармоничный сплав урбанистического хай-тека и выразительного по формообразованию органического пластицизма с элементами традиционных японских техник декорирования. Так, волнообразное крыло с аркадой световых атриумов, поддерживаемое ярко-желтыми и ярко-красными «аркбутанами» и покрывающее терминал испанского аэропорта, с внутренней стороны отделано бамбуковыми рейками, предающими своей купольной конструкции невероятную легкость.

Церемония вручения премии Ричарду Роджерсу состоится 4 июня в Лондоне, в знаменитом Банкетинг-Хаусе Иниго Джонса.

Лорд Ричард Роджерс, барон Риверсайдский (Richard George Rogers, Baron Rogers of Riverside), удостоенный высоких титулов Елизаветой II, родился в 1933 во Флоренции. Архитектурному ремеслу он обучался у английского конструктивиста и мастера «экспрессивной артикуляции форм» Джеймса Стерлинга и основоположников брутализма четы Смитсон (Smithson, Peter and Alison). В 1959 Роджерс продолжил образование в Йельском Университете (США), где и завязался творческий квартет четы Фостер (Норман и Венди) и четы Роджерс (Ричард и Сью), впоследствии, в 1963, вылившийся в архитектурную мастерскую Team 4. Именно в этот период пресса и критика, характеризуя их проекты, заговорили о новом архитектурном стиле высоких технологий - хай-теке.

В 1970-е соратником Ричарда Роджерса становится итальянец Ренцо Пьяно (лауреат Притцкеровской премии 1998 года), вместе с которым в 1970 они выигрывают конкурс на постройку Центра фигуративного искусства, музыки, литературы Джоржа Помпиду (Centre Georges Pompidou) в Париже. Это здание без стен в форме слоеного пирога с коммуникационными системами, вынесенными наружу, моментально признали эпохальным и нарекли манифестом новоиспеченного «бауэлизма» (bowellism - от английского bowels - «внутренности») - разновидности хай-тека, в которой техническая инфраструктура здания подчеркивается и выносится на фасад. Хотя Ренцо Пьяно до сих пор утверждает, что «Бобур (как называют Центр Помпиду парижане) должен был стать веселой городской машиной, существом, которое, возможно, материализовалось из книги Жюль Верна, либо странным судном в пересохшем порту. Это был вызов академизму и пародия на технологические образы того времени. И видеть в нем коллаж высоких технологий - это просто недоразумение».

Все более поздние работы Ричарда Роджерса проектировались уже в его собственном архитектурном бюро Richard Rogers Partnership, открытом в Лондоне в 1977. Среди них начальная школа MinamiYamashiro (Киото, 1995-2003), Broadwick House в Сохо (Лондон, 1996-2002), Mossbourne Community Academy (Лондон, 2002-2004), реконструкция Las Arenas (Барселона, 2000-2006), 71-этажный небоскреб на Greenwich Street, 175 (Hью-Йорк, 2006-).

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости