Иллюзии техногенного мира
В Нью-Йорке в Museum of Modern Art (MoMA) открылась выставка Design and the Elastic Mind
в галерею
Окружающая нас действительность настолько стремительна в своих метаморфозах, что человеческому сознанию надо обладать немалой гибкостью для комфортной ассимиляции в реальности. Впрочем, сложно сказать, что здесь первично, а что вторично, бытие ли определяет сознание или сознание бытие, но людям, не поддерживающим науку в инновационном тонусе, не так просто уживаться со всеми благами эпохи высоких технологий. Кураторы выставки Design and the Elastic Mind, открывшейся в MoMA, полагают, что именно дизайн является тем связующим звеном, которое нивелирует оппозицию «революция-жизнь» и обращает сложное в повседневное. Под грифом Design and the Elastic Mind были собраны достижения креативно-интеллектуальной гибкости за последние десятилетия, и главным критерием отбора стало умение проектировщиков не только задействовать в объекте научно-технологические новации, но и подчеркнуть нравы, порождаемые этими реалиями.
Заявленная амбиция на «понятный дизайн» практически не оправдалась - залы МоМА заполнились причудливыми предметами, из которых мало что можно вписать в современный быт. Однако выстроить эту разношерстную экзальтированную перспективу стоило хотя бы для того, чтобы обнажить парадоксальную сущность техногенной революции конца ХХ - нач. ХХI века: страстное желание человечества сложными и витиеватыми путями вернуться назад - к спокойному и ясному естеству природы. Биоморфные кары и воздухоочистители, осветительные системы, использующие силу ветра и солнца, декоративные панели и скульптуры с тектоникой природных рельефов или молекулярных скоплений и т.д. И апофеозом этих бесконечных игр разума становятся примитивные по форме вазы из пчелиных сот и бумажные фигурки животных, выполненные в древнейшей технике оригами.
Выставка продлится до 12 мая