Иная сторона ажурности
Выставка Kantlijnen («Лицевая сторона кружева») в Брюгге
в галерею
Бельгийский городок Брюгге благодаря миссионерским школам рукоделия для бедных
Весь город оброс объектами и инсталляциями, сплавляющими тягучесть, прозрачность и декоративную структурность старинной техники с новыми материалами и контекстами. Ажурными стали пешеходные переходы, лопасти лопат, уличные карты, ограды, газоны, мостовые, не говоря уже о множестве интерьерных предметов и элементов.
Начиная с XVI века плетение кружева на коклюшках (точеных палочках, утолщенных с одного конца, а с другого имеющих шейку с пуговкой для намотки ниток) входило в стандартную программу обучения во многих частных школах для девочек и в сиротских приютах Бельгии. Но официальной датой начала кружевной экспансии принято считать 1717 год, когда епископ Брюгге Ван Сустеран (Van Susteran) подал идею упразднения нищеты путем расширения ремесленных школ и мастерских по плетению кружев. Миссия обучения бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание апостольских сестер. В том же году тремя монахинями из Антверпена в Брюгге была основана школа, которая к 1860 году насчитывала уже более 400 учеников. Успех предприятия определил и его живучесть: в 1783 году, когда Иосиф II закрыл 13 монастырей и молитвенных домов по всей стране, религиозная школа в Брюгге продолжила свою деятельность.
Брюггское кружево отличается цветочными узорами. Для его плетения используется как тонкая, так и толстая нить, а для вязания самого тонкого брюггского кружева задействуют от 300 до 700 коклюшек. Сегодня производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому его не изготавливают в коммерческих целях, а вяжут только на заказ.