Красный квадрат Варини
Итальянскому художнику Феличи Варини удалось преодолеть перспективу
в галерею
Когда в начале XIV века итальянцу Джотто удалось передать на плоскости перспективу и тем самым запечатлеть трехмерность пространства, для живописи это стало событием по истине эпохальным. В наследство будущим поколениям великий флорентиец оставил задачи детальной проработки объемов, фактур и светотеневую моделировку, а девизом художников с тех пор стала визуальная идентичность изображения миру окружающему.
Один итальянец перспективу "открыл", а другой решил ее "захлопнуть". Для этого пришлось полностью абстрагироваться от всех законов живописи и пойти от обратного - Феличи Варини вписывает плоскостные изображения (линии, круги, квадраты) в реально существующие пространства. Плоскостное на объемном. Красный квадрат с кругом на галерее копий античных скульптур в Версале или синие круги на сводах арок в Бернском музее.
Внешне это напоминает картинки, транслируемые из проекционной установки - на какие бы объемные предметы вы ни направили проектор, изображение будет оставаться целостным и плоскостным. Скорее всего, именно отсюда Варини и заимствовал свою оригинальную идею - его полупрозрачные краски также пропускают светотеневой "рельеф" реальных объемов, но погрешность визуальных искривлений равна нулю.
На самом деле все это конечно же визуальная обманка (но обманка гениальная) - стоит сделать пару шагов в сторону, сойти с "точки фокуса", и вся правильность геометрических форм рассыпается на множество искривленных линий и плоскостей. Но даже тогда восторг от увиденного не теряет своей остроты - эти нити и полупрозрачные ткани, "рассекающие" повседневные интерьеры, хочется тут же потрогать.
Это трудно назвать живописью, это, скорее, графический эксперимент, игра с визуальными эффектами, но недалек тот час, когда на фасад Сикстинской капеллы будет скопировано знаменитое полотно Рафаэля, а на здании Лувра появится изображение точной копии Моны Лизы. Таков постмодернизм.
фотографии с www.varini.org