Кризис на благо
На Art Basel Miami Beach 2008 главной темой разговоров был международный экономический кризис
в галерею
Он отразился на продажах, но абсолютно не повлиял на значение художественной ярмарки в Майами Бич, «младшей сестры» швейцарской Art Basel. Тенденция к росту числа участников сохранилась. В этом году по сравнению с прошлым их стало больше на 10%. Выставлялись 250 галерей из разных стран.
Культурная программа стала интереснее, а качество экспонатов лучше: меньше гламура, прикрывающегося словом «арт», больше серьезных, честных работ, которые давали повод для обсуждения их художественных достоинств, а не цен. Это явление, в частности, отметила Екатерина Деготь в своем Интернет-дневнике «Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach». Авторитетный критик вообще возлагает на кризис большие надежды, она считает, что арт-рынку он пойдет только на пользу: «Будут продаваться менее дорогие вещи, но для настоящих коллекционеров, а не спекулянтов».
Раздел Art Kabinett, подготовленный семнадцатью галереями, захватывал посетителей интерактивными проектами. Галерея Lelong выставила скульптуру Йоко Оно touch me III, работу на тему тактильной памяти - женское тело из силикона, к которому надо притрагиваться смоченными в воде пальцами. Молодые галереи, вписавшиеся в один из самых интересных разделов Art Positions, обосновались на пляже с инсталляциями в грузовых морских контейнерах. Молодежь тоже приглашала к интерактиву: предлагала посетителям бросаться мячами, привязанными к потолку, и наблюдать эффект их хаотичных перелетов (Martin Soto Climent для Gallery Broadway 1602), а также угощала мороженым (Newman Popiashvili Gallery). О проблемах экологии напомнили Дрю Хитцлер (Drew Hitzler) и галерея Redling Fine Art, они привезли из Лос-Анджелeса одну из гибнущих пальм. Выразительно и нетривиально высказала свое «нет» наркотикам мексиканка Teреза Марголлис (Teresa Margolles). Она оформила как ювелирный отдел контейнер мадридской галереи Salvador Diaz и показала дизайнерские украшения. Вместо драгоценных камней автор использовала битое стекло, оставшееся на месте кровавых разборок наркоторговцев. Тепло приняли на Art Basel Miami Beach и русский проект Russian Dreams. Во время выставки обсуждались возможности его международных «гастролей».