Механизмы страстей
Выставка бронзовой скульптуры Bима Делвуа в швейцарской галерее De Pury & Luxembourg: визуализация и механизация душевной экзальтации
в галерею
Бельгийский художник Bим Делвуа (Wim Delvoye) получил международное признание благодаря участию в Венецианской биеннале в 1990, 1999 гг. и в documenta IX в 1992 г. (documenta - крупнейший форум современного искусства, проходящий раз в 5 лет в Касселе, Германия), а популярность - благодаря своим tattooed свиньям, которых он разводит для продажи на ферме в Китае, и Сloaca machine, «переваривающей» пищу со всеми «выходящими» оттуда последствиями и уже раскупленной многими музеями современного искусства мира.
Делвуа всегда привлекал урбанистический мусор и механизмы, в том числе и системы человеческого организма. Он начинал в 1980-е годы с футбольных ворот, ломающихся при малейшем небрежном пинке, газовых баллонов, расписанных в стиле дельфтского фарфора, и причудливых бетономешалок. Потом последовала череда графических анатомических и механистических работ, которые в конечном счете и материализовались в вызывающе натуралистичной Сloaca Machine, впоследствии усовершенствованной в модели Сloaca Turbo. Эстетическая составляющая была полностью стерта здесь жадностью до репродукции реальных химических процессов. Но в это же время в Minneapolis Sculpture Garden появились его ажурно-готические экскаваторы и грузовики, заработал проект с tattooed-поросятами, вдохновленный русскими тюремными графическими экспромтами, и начались абстрактно-декоративные эксперименты с хромированными принтами по алюминию.
Первая «натуралистически-механистическая» линия привела к выпуску в рамках проекта Сloaca в 2005 ста облигаций, которые в 2008 могут быть обменены на герметично упакованные искусственные экскременты, вторая - «экзальтированно-декоративная» - к созданию на основе рентгеновских снимков человеческих органов витражей для часовни в Люксембурге. Но обе сошлись в его последнем проекте - в коллекции бронзовой скульптуры, выставленной в галерее De Pury & Luxembourg.
Это собрание материализованных человеческих страстей в их высшей эмоциональной точке, которые по Bиму Делвуа развиваются подобно поступательному движению, а потому к ним вполне применимы физические характеристики - все фигуры Делвуа обязательно движутся по часовой или против часовой стрелки, имеют четко выверенный в градусах угол наклона или разворота. Так, в его Double Helix Crucifix страдания Христа на кресте (образ, символизирующий остроту боли душевной и физической) многократно повторяются в едином по силе порыве изломанного тела, создавая тем самым размеренное движение по спирали. Потому что страсти наши - это те же механизмы, механизмы «внутреннего сгорания» со своей мощностью и частотой повторений! И это открытие принадлежит Bиму Делвуа.