Моралите о вакууме
IX Biennale Architettura di Venezia. Основная экспозиция: 300 метров беспочвенности в архитектуре и 1 миля человеческих желаний
в галерею
Со своей концепцией других миров (читайте новость «Другие миры») куратор последней Венецианской биеннале Аарон Бецки (Aaron Betsky) задал задачку двум дюжинам архитекторов с мировым именем. Как приручить технологии, которые, опережая воображение, маргинализируют и дегуманизируют современную архитектуру? Как сформировать комфортную для жизнедеятельности среду из миров, уже созданных и пребывающих в наших фантазиях? Большинство проектов-ответов на эти вопросы были представлены в основной экспозиции форума в венецианском Arsenale - в 300-метровой линейке чередующихся комнат с высотой пролетов 10 метров. Но инсталляции атаковали восприятие зрителей скорее масштабом, чем новизной: слишком во многих проектах читались уже устаревшая риторика космической эры или абсолютная беспочвенность и неспособность к существованию в данном контексте.
К эстетике утонченной технократической абстракции обратились Мэттью Ричи (Matthew Ritchie) и Аранд Лаш (Arand Lasch), создавшие свой «антипавильон» из усеченных многогранных форм, множащихся подобно клетчатым структурам. UNStudio в инсталляции The Changing Room визуализировала ленточные хитросплетения формата 3D в духе
Экзамен Бецки, пожалуй, выдержал только Найджел Коутс (Nigel Coates), британский архитектор, сотворивший Hypnerotosphere - жилую среду, будто в вакууме возникшую из созвучия «мясистой», кожаной, нарочито материальной мебели и эфемерного декадентского танца мужского хореографического дуэта, который проектировался на фоновые стенные заставки с изображением Corviale, обреченного многоквартирного дома длинной в милю (в предместьях Рима). По Коутсу, архитектура должна утверждать и усиливать человеческие желания, а не подавлять и не разрушать их.
Куратор IX Biennale Architettura di Venezia Аарон Бецки – радикальный архитектурный критик, известный своими монографиями о современных звездах архитектуры – о Захе Хадид (две книги), об Эрике ван Эгераате, о Реме Колхаасе. Он также автор монографии об архитектурной школе Лос-Анджелеса (Фрэнк Гери и Эрик Мосс). Аарон Бецки, куратор Художественного музея в Цинциннати, создал собственную архитектурную биеннале в Роттердаме и до 2006 года работал в Нидерландском архитектурном институте (NAI).
О 9-й Венецианской архитектурной биеннале читайте также в статьях:
IX Biennale Architettura di Venezia: архитектура не на месте
Другая история
Российский павильон: венецианская партия на звездном плацдарме века
Стены, трубы, "фрески"
Национальные павильоны: стоит ли променять диван на формальную беседу?
Аура паладианства
Инсталляция Aura Захи Хадид
Архитектурные гены будущего
Экспозиция Next-Gene 20