"Музыка дождя" для кудесника
Москву посетил итальянский светодизайнер Марио Нанни
в галерею
Пожалуй, мы не погрешим против истины, если скажем, что Марио Нанни - это человек, который знает о свете все…
Когда в 1998 Марио Нанни познакомился с Джорджио Армани, модельер попросил его сделать в салоне очередного магазина такой свет, который бы точно передавал цвета выбранных им для одежды тканей, чтобы дама, примерявшая красное платье, выйдя на улицу, при естественном освещении видела тот же красный цвет, что и внутри. На это Нанни ответил: «Для этого я должен знать, в какое время года и суток дама в красном выйдет из вашего магазина…»
Свое познание этой поистине вселенской и боготворимой субстанции - света - Марио Нанни начинал буквально с чистого листа. Отправными точками для него стали естественный свет и та динамика, которую при его отражении способны задавать чистые листы бумаги. Выстраивать архитектуру света он учился, работая с «подвижной» стеной (подвижная плоскость, под разными углами располагаемая к одному или нескольким источникам света), а также скрупулезно исследуя светотеневую моделировку в картинах великих голландцев. Но настоящим откровением для маэстро стали «белоснежные» сцены из фильма «Доктор Живаго», где свет переставал быть дополнением к художественному целому, а получал собственное самодостаточное звучание. Некоторые технологические приемы кинематографа Марио Нанни позаимствовал и для своих магических светопредставлений, вроде дождя из лампочек и осколков стекла, которые встречали посетителей февральского мебельного салона в Париже.
Сегодня в метафизическом практикуме Нанни восемь констант-постулатов:
1. Свету необходима «толщина».
2. Присутствие света не обязывает к наличию объекта освещения.
3. Свет антистатичен по природе и является атрибутом любого движения.
4. Свет рождает цвет.
5. Да здравствует тень! (все свои проекты дизайнер начинает с работы с тенью, поскольку это серьезный компонент углубления пространства).
6. Свет только там, где необходимо.
7. Свет является строительным материалом.
И последний, самый важный и основополагающий - свет должен рождать эмоцию!
Так, освещая картину Вермеера 1680 года, на которой святой подает милостыню нищему, дизайнер направил свет со стороны и «сфокусировал» его на самом жесте святого, усилив тем самым драматический замысел художника.
Марио Нанни только что закончил работу над оформлением музея Гауди в Барселоне и совместным проектом с Жаном Нувелем «Красный километр» алой стены вдоль автострады, в котором цветовой эффект создается с помощью определенной формулы освещения, а не красителей (яркий пример седьмого постулата философии Нанни). До этого было несколько интерактивных световых инсталляций с «рассказывающими» видеокнигами, световым пинг-понгом, с «Комнатой белого света», которая никогда не бывает белой из-за света, «распавшегося» на цвета спектра, и т.д. После светопредставлений маэстро всегда остается ощущение некоего волшебства, некой невозможности технического оправдания увиденного. Он, бесспорно, маг и кудесник, который мечтает о том, чтобы кто-нибудь заказал ему «Музыку дождя», световую инсталляцию, в которой настоящий дождь будет стучать по площади, «пропитанной» датчиками, и каждая капля, ударяясь о землю, будет включать свет (определенного цвета и световой насыщенности) и звучание какой-либо из нот…