О насущном и человечном
«Арх Москва-2007»: стратегия и выбор куратора фестиваля Барта Голдхорна
в галерею
В отличие от российских кураторов «Звездной архитектуры» «Арх Москвы-2006» Владимира Кузьмина и Влада Савинкина, куратор фестиваля 2007 года архитектурный критик, учредитель и издатель журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн «звезд» с неба не хватал, а повел разговор о насущном и человечном - о том, что видят москвичи, выходя на улицы из своих домов - будь то элитная Остоженка или типовой спальный район столицы. В России научились создавать и реализовывать архитектурные проекты, готовые по качественным и эстетическим характеристикам тягаться с лучшими образцами современной мировой архитектуры, но не научились создавать для них достойный антураж, который, в свою очередь, формирует и меняет ландшафт всего города в целом. Темой
Из некоммерческой части фестиваля полностью исчез пафос. Возможно, именно поэтому многих архитекторов удивил выбор Барта Голдхорна для «Арх Каталога» - он искал не выдающиеся образчики российской архитектуры последних лет, а неординарные решения для типичных ситуаций: строительство и реконструкция в историческом центре или реновация окраин.
Одним из основных «завоеваний» Барт Голдхорн назвал семинар по ландшафтной архитектуре для молодых проектировщиков из ведущих российских архбюро, для которого были приглашены трое зарубежных архитекторов с типологически различными подходами к оформлению общественных городских пространств: француз Мишель Девинь (Michel Desvigne), нидерландский урбанист Максван (Maxwan) и итальянец Чино Дзукки (Cino Zucchi). По словам Голдхорна, «российские архитектурные бюро сами признали, что им не хватает подобного опыта, и что они не получают таких заказов от инвесторов и застройщиков». В ходе семинара будут разработаны проекты обустройства общественных зон Остоженки, промкомплекса «Красный Октябрь» и парка ЦДХ.
Барт Голдхорн: «Каждый уникальный проект - это память города»
SALON: Как Вы считаете, в сегодняшнем мире, поддавшемся различным глобализационным процессам, должны быть какие-то общие концепции для оформления общественных пространств, или же каждый город должен искать свои пути?
- Любое место должно быть уникальным, и разрабатывать его должен отдельный архитектор…
S: Уникальным за счет индивидуальности архитектора, исторических особенностей или совокупности этих или иных факторов?
- Это очень интересный вопрос. Хрущев сказал: «Зачем нам 20 проектов школ, если достаточно пяти». Это был человек, который в принципе положил бомбу под архитектурную профессию, поставив под вопрос уникальность зданий. Но если посмотреть, как развивался город во времени, посмотреть работы архитекторов разных лет, то мы увидим, что это разнообразие и дает определенное качество. И это не объективный или какой-то научный факт, это уже художественный жест. Должна быть дифференциация, разнообразие, и именно поэтому мы пригласили для семинара трех абсолютно непохожих по стилю архитекторов.
К тому же у каждого пространства есть свой масштаб, своя история, свой архитектурный ландшафт. Каждый уникальный проект должен передавать всю эту совокупность факторов, потому что это своеобразная память города.
S: Европейские города созданы для человека - они всегда ему соразмерны. После сталинского классицизма Москву поразил гигантизм, который мало приемлем для комфортного пребывания в нем человека. Возможно ли сейчас как-то исправить положение, как-то смягчить этот глобальный концепт в сторону человеческого фактора?
- Конечно, разрушать и переделывать город немыслимо, но адаптировать его необходимо. Надо делать множество разных архитектурных проектов. Все проекты, выполненные, скажем, на Остоженке, адекватные и хорошие, но ее светские улицы абсолютно индифферентны, как будто они все имеют одно и то же значение. Какие-то улицы можно совсем закрыть от автомобильного движения, обустроить там парк или площадь. Одну улицу вымостить камнем, другую - асфальтом и т.д., то есть самое важное - это дифференциация.
S: План реноваций города должен быть решением «сверху», или он может сформироваться сам из отдельных проектов?
- Архитектура - это очень странная вещь на рынке. Скажем, в fashion-индустрии все фирмы хотят делать что-то уникальное, чтобы привлечь потребителя. Но в архитектуре это не работает, потому что человек покупает квартиру один раз в жизни и, как правило, привязан к определенному месту, и тогда застройщик этого района становится для покупателя монополистом, который может делать все, что хочет. И в этой ситуации власти города должны представлять интересы общества, которые в конечном счете являются и интересами потребителя, и все-таки регулировать деятельность застройщиков, особенно в том, что касается обустройства общего городского пространства.