Обратимость судьбы
В окрестностях Нью-Йорка появился самый некомфортный дом на свете
в галерею
Его жильцы ходят по неровному песчаному полу, проползают по узким проходам и обходят стоящие на пути преграды - здесь все сделано нарочно неудобно. Стены и облицовка выкрашены в кислотные цвета сорока различных оттенков.
По мнению авторов проекта - японских архитекторов Madeline Gins и Arakawa, - комфортное жилище излишне расслабляет человека и ведет к преждевременной смерти. Поэтому Bioscleave House задуман как perpetuum mobile, в нем все сделано так, чтобы человек постоянно находился в движении, преодолевал препятствия и таким образом оставался в тонусе. Дуэт Gins + Arakawa разработал собственную философию творчества, которую назвал «Обратимость судьбы». В ее основе лежит процессуальная архитектура, в которой отсутствуют понятия: прошлое, настоящее, будущее, ты, я.
«Мы решили никогда не умирать. Мы сделали смерть незаконной. Наша архитектура - против смерти», - заявляют архитекторы. Сейчас на счету у Gins + Arakawa два «неудобных» дома (Reversible Destiny Lofts, External Genome Housing Project), построенных в Японии. К реализации готовятся два проекта: отель, где постояльцы будут играть и смеяться, а также музей - Museum of Living Bodies. Несмотря на экстраординарность творчества, у архитекторов много единомышленников, в том числе «компаний-доноров», готовых инвестировать в такие необычные идеи.
Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры:
Ощущение дежа вю: как будто мы вернулись во времена «бумажных концептов», служивших творческому самовыражению молодых советских архитекторов - участников, а часто и победителей японских архитектурных конкурсов. Меня радует сам факт реализации в строительстве довольно радикальной идеи. Несколько смущает сходство построенного объекта с аттракционом и его явная коммерческая ориентация. Авторы создают пространство, где «смерть незаконна» - интересная тема для эксперимента и явный пиар ход, который трудно обойти вниманием. Желание всем понравиться и собрать все аплодисменты, очевидно, и стало причиной пространственной и стилевой суеты, очевидной в их решении. Заявка на бескомпромиссность была разменена вполне понятными человеческими слабостями. В таких случаях у нас говорят: на рупь пятаков.