Отчет Буша
В московской галерее «Вхутемас» состоялась персональная выставка архитектора Дмитрия Буша
в галерею
Возглавляющий сегодня мастерскую № 6 института «Моспроект-4» Буш предстал на ней как многогранная творческая личность. Он и «бумажник», и автор умопомрачительных стадионов и скромных реконструкций в центре Москвы. Представлены пять периодов его творчества: нежная графика ранних конкурсных проектов, более жесткая графика знаменитых бумажных конкурсов 1980-х годов, проводимых журналом Japanese architecture, - тех самых, где концептуальные фантазии российских архитекторов были оценены мировым архитектурным сообществом и завоевали высшие награды. Затем идут градостроительные концепции и произведения «немецкого» периода. Среди них реконструкция площади Марктплатц в Зоосте.
Но, конечно, главная часть выставки - эффектные проекты стадионов. Достаточно скромная подача (распечатка фотографий и рендеров на листах небольшого формата) как бы уравнивает их с ранними работами. Между тем вклад Дмитрия Буша в формирование облика современной Москвы именно в них. Именно в них сконцентрировано его авторское высказывание. Оно состоит в визуальной выразительности конструкции: для сил, действующих в ней, найдена адекватная художественная форма. Стадионы очень разные. Московский «Локомотив» - это объект, о котором во время экспонирования в Лондоне кто-то из английских гостей сказал: «Уэмбли» отдыхает». Проект питерского стадиона «Зенит» - феерическое зрелище инопланетного объекта, сверкающего и переливающегося в ночи всеми цветами радуги. Проект московского стадиона «Спартак» - сооружение с динамичными красными дугами, которые пересекает «волна» входного навеса. Проектов множество. Реализованы «Локомотив», Дворец спорта на Ходынке и Конькобежный центр в Крылатском.
Из всего этого вырисовывается российский вариант романтического хай-тека - примерно такого, какой разрабатывает на Западе Сантьяго Калатрава. Но они похожи только принципом, а формы совершенно другие. Единственная вещь, где можно увидеть отдаленное сходство с Калатравой, - это проект спорткомплекса в Южно-Сахалинске, получивший диплом на конкурсе «Золотое сечение». Еще одна важная часть выставки - реконструкции исторических зон и построек Москвы. Они не так завораживают, как стадионы, но не менее важны для города. Например, Музей личных коллекций, ставший неотъемлемой частью ГМИИ им. Пушкина и позволивший выставлять в два раза больше произведений искусства. Среди реконструкций хорош гуманистический проект обновления Триумфальной площади: из места хаотичной парковки, которым она сейчас является, в зеленый сквер с подземной автостоянкой - полноценное общественное пространство.