Путь из "Тупика"
Звездопад на «АРХ Москве-2006»
в галерею
Нынешний год для Москвы архитектурной выдался по истине звездным. Началось все с неординарной для крупного музея изобразительного искусства экспозиции "Пространство и время" английского архитектора сэра Нормана Фостера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, открытой самим метром. (Подробнее о выставке "Пространство и время" читайте в статьях "На безымянной высоте..." и "Дендизм и экоархитектура"). Затем последовала "АРХ Москва", темой которой после прошлогоднего "Тупика" была провозглашена Starchitecture - "Звездная архитектура, архитектура звезд".
На московский форум прибыли Доминик Перро (Франция), Поль Андре (Франция), Хани Рашид (США), Дэвид Кук (Германия), Давид Садинский (США, архитектурное бюро NBBJ), Том Мейн (США, лауреат Притцкеровской премии 2005 года), Эрик Ван Эгерат (Нидерланды, архитектурное бюро ЕЕА). По словам кураторов выставки
И все-таки по зрелищности и инновационности идей и технологий все это уступало объектам, представленным Томом Мейном. Виртуозное членение крупных объемов всегда было коньком метра, но сегодня великий деконструктивист и большой почитатель советских конструктивистов увлечен формообразованием и тяготеет скорее к идеям японского метаболизма. По его собственным словам, подобно тому, как из сплетения структурных элементов ДНК возникает сложно организованный объем, так же и в основе его архитектурных объектов лежит взаимодействие простейших по форме элементов.
Свою лекцию Мейн начал с картинки, на которой человек, приподняв с земли, подобно полотну, травянистый покров, тянул его за собой - дематериализация поверхности - один из основных приемов, активно используемых архитектором. С помощью видеоинсталляций американской художницы Ребекки Менденс он превращает фасады в информационно-коммуникационные поля, в результате чего традиционное восприятие стен, как границ между внешним и внутренним пространствами, между общественным и частным, полностью утрачивает свою функциональную значимость. Вместе с тем оболочка превращается в "кожу" (лексика самого архитектора), дышащую и питающую всю внутреннюю структуру здания. Гениальным подтверждением этой формулы служит строящееся здание штаб-квартиры федерального правительства в Сан-Франциско с подвижными разнотекстурными фасадами и уникальной системой естественной вентиляции.
Своими последними проектами Том Мейн в очередной раз опровергает тезиз о том, что там, где начинается эстетика, заканчивается функциональность - в его архитектуре геометрическая фантасмагория всегда уживается со здравой практичностью.
Смотр-конкурс "Перспектива-2006" в рамках выставки "АРХ Москва-2006"
(раздел "Новости")