Путь из "Тупика"

Звездопад на «АРХ Москве-2006»

Дата публикации: 07.06.2006

Звездопад на "АРХ Москве-2006"

Нынешний год для Москвы архитектурной выдался по истине звездным. Началось все с неординарной для крупного музея изобразительного искусства экспозиции "Пространство и время" английского архитектора сэра Нормана Фостера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, открытой самим метром. (Подробнее о выставке "Пространство и время" читайте в статьях "На безымянной высоте..." и "Дендизм и экоархитектура"). Затем последовала "АРХ Москва", темой которой после прошлогоднего "Тупика" была провозглашена Starchitecture - "Звездная архитектура, архитектура звезд".

На московский форум прибыли Доминик Перро (Франция), Поль Андре (Франция), Хани Рашид (США), Дэвид Кук (Германия), Давид Садинский (США, архитектурное бюро NBBJ), Том Мейн (США, лауреат Притцкеровской премии 2005 года), Эрик Ван Эгерат (Нидерланды, архитектурное бюро ЕЕА). По словам кураторов выставки Владимира Кузьмина и Влада Савинкина (проектное бюро "Савинкин-Кузьмин"), приглашение на крупнейший российский архфорум получили еще несколько крупных зодчих современности, но предложение было проигнорировано. Имена последних кураторы называть отказались, но завесу великодушной тайны чуть приоткрыла и сама экспозиция: на выставочной площадке спецпроекта "АРХкаталог" зияла белая стена с подписью "Филипп Старк". На мастер-классах именитые архитекторы демонстрировали и "озвучивали" свои самые знаковые проекты: Доминик Перро рассказал о проекте женского университетского кампуса в Сеуле - здания со стеклянным фасадом, "встроенным" в карьер; Поль Андре - о проекте куполообразной Пекинской оперы, стоящей на воде; Хани Рашид - о проигравшем, но от этого не менее значимом проекте музея Гуггенхайма в Мексике.

И все-таки по зрелищности и инновационности идей и технологий все это уступало объектам, представленным Томом Мейном. Виртуозное членение крупных объемов всегда было коньком метра, но сегодня великий деконструктивист и большой почитатель советских конструктивистов увлечен формообразованием и тяготеет скорее к идеям японского метаболизма. По его собственным словам, подобно тому, как из сплетения структурных элементов ДНК возникает сложно организованный объем, так же и в основе его архитектурных объектов лежит взаимодействие простейших по форме элементов.

Свою лекцию Мейн начал с картинки, на которой человек, приподняв с земли, подобно полотну, травянистый покров, тянул его за собой - дематериализация поверхности - один из основных приемов, активно используемых архитектором. С помощью видеоинсталляций американской художницы Ребекки Менденс он превращает фасады в информационно-коммуникационные поля, в результате чего традиционное восприятие стен, как границ между внешним и внутренним пространствами, между общественным и частным, полностью утрачивает свою функциональную значимость. Вместе с тем оболочка превращается в "кожу" (лексика самого архитектора), дышащую и питающую всю внутреннюю структуру здания. Гениальным подтверждением этой формулы служит строящееся здание штаб-квартиры федерального правительства в Сан-Франциско с подвижными разнотекстурными фасадами и уникальной системой естественной вентиляции.

Своими последними проектами Том Мейн в очередной раз опровергает тезиз о том, что там, где начинается эстетика, заканчивается функциональность - в его архитектуре геометрическая фантасмагория всегда уживается со здравой практичностью.


Читайте также статью "Архитектура. «Не парься!»"
Смотр-конкурс "Перспектива-2006" в рамках выставки "АРХ Москва-2006"
(раздел "Новости")

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости