Садовая фонетика по Рефордам
24 июня в садах Митиса (Jardins de Mtis/Reford Gardens) стартовал 7-й Международный фестиваль садов (International Garden Festival)
в галерею
В 1920 году Жорж Стивен Рефорд, владелец родового поместья Рефордов в Квебеке, разрешил своей племяннице Элси Рефорд разбить сады вдоль береговой линии рек Св. Лоренс (St. Lawrence) и Митис (Métis). Она сама занималась культивированием редких видов растений и разработкой ландшафтного дизайна. В 1962 году г-жа Рефорд открыла свои роскошные сады для публики. В 1995 году, через тридцать лет после смерти Элси Рефорд, заботу о садах приняла на себя организация "Друзья садов Митиса" (Les Amis des Jardins de Métis), которая в конце 90-х провела первый форум Международного фестиваля садов (International Garden Festival), созданного по образу и подобию знаменитого французского фестиваля в Chaumont-sur-Loire.
Сегодня сады Митиса служат ежегодной экспериментальной площадкой для изысканий нового поколения ландшафтных архитекторов и художников-визуалистов. Хорошим тоном здесь считаются подчас эпатажные флористические и архитектонические ансамбли, которые, с одной стороны, диктуют новое видение садово-парковой культуры, а с другой - прекрасно вписываются в канву исторически сложившегося пейзажа с его утонченной графикой переходов от дикорастущих соцветий к плодам и шедеврам искусства культивирования. Таким образом канадский фестиваль садов преследует три основные цели: восстановление и поддержание исторических садов Рефордов, формирование современной культуры ландшафтного дизайна и сохранение береговой линии вдоль рек Св. Лоренс и Митис.
7-й Международный фестиваль садов представил 11 временных садов, спроектированных мастерами из Австралии, Франции, Германии, Соединенных Штатов и Канады. К этим работам применимо скорее слово "инсталляции", поскольку они апеллируют не только к визуально-эстетическим чувствам зрителей, но и к эстетике звуков, запахов и тактильных ощущений. Это ароматные шелковые фонари из "Сада Гесперид" (Le jardin des Hesperides) Энди Као и Хавьера Перро (Andy Cao, Xavier Perrot), США, Франция; наброски лунных пейзажей в проекте "Сухая чистка II: Упасть в луну" (Nettoyage sec II: Tomber dans la lune) Амели Жермен и Мари-Андре Юард (Amelie Germain, Marie-Andre Huard), мастерская AMMA, Квебек, Канада; графические арабески звучания эвкалиптовых зарослей в Eucalyptus Lost Кейт Каллити и Раяна Симса (Kate Cullity и Ryan Sims), Австралия; "Звуковой тотем" (Totem sonique) от художника Мартина Ледука (Martin Leduc), Montrial media, Канада.
Другие проектировщики размышляли о коммуникации "человек - земля". Квебекское бюро Cédule 40 (Канада) ностальгировало по детской непосредственности и трудах насущных в "Игровой площадке" (Sous-terrain de jeu), построенной на сельскохозяйственных жаргонизмах и лексике детских площадок. А North Design Office, Онтарио, США, в "Основном образце" (Core Sample) визуализировало формулу энергетических потоков, пронизывающих и питающих все живое. Фонетикой французского языка, экологическими остротами и оранжерейным клонированием в "Парниковом эффекте" (L'effet des serres) занимались Эрик Даус, Дональд и Жан-Франсуа Потвен (Eric Daoust, Donald и Jean-Fransois Potvin), Bosses design, Квебек, Канада.
Фестиваль продлится до 1 октября.