Слоны счастья
Art Basel 2008: арт-мейнстрим в исследовании азиатских культурных корней
в галерею
В оппозицию фигуративности и гиперреалистичной предметности азиатский мейнстрим поднял со дна времен древние традиционные техники печати на дереве и полотне. Брутальность и философичность этой графики прекрасно ложатся на современные сюжетные ходы, которые опять строятся по принципу коллажа и аппликационных накладок. Чжан Хуан (Zhang Huan) похоронил Мао Цзэдуна в кромешной черной бездне, трогательно прикрыв его руки полотнищем с серпом и молотом и окружив их побегами молодой травяной поросли - ибо до сих пор прорастает содеянное руками его. Правда этот выразительный языковой ход еще в начале 80-х нащупал Ансельм Кифер (Anselm Kiefer), представивший монументальное полотно с отпечатанными в технике нарочито грубоватой гравюры ХVII-XVIII веков рядами портретов всей великой плеяды немецких философов, затем он перечеркнул всю эту галерею «злыми» жирными линиями и подписал: «Тевтобургский лес - пути мировой мудрости» (Teutoburger wald - wege der weltweisheit) с пометкой «в память о Холокосте».
Из тех же азиатских культурных кладовых на авансцену современных арт-течений, как на свет Божий, искатели новых выразительных средств вытащили тонкий минимализм театра теней. Ханс-Петер Фельдман (Hans-Peter Feldmann) установил на вращающиеся вокруг своей оси платформы персонажей устоявшегося сомна культмассовых божков и тотемных символов нашей эпохи: «слонов счастья», садовых гномиков, пластиковых пышнотелых красоток в мини-бикини, эйфелевы башни, санта-клаусов и т.д. и заставил все это жить своей жизнью под светом мощных театральных софитов (инсталляция Schattenspiel).
Кристин Штреули (Сhristine Streuli) в своей монументальной принт-аппликации попробовала канонизировать современную массмедийную символику путем соединения техники лоскутного лубка и классической индийской миниатюры. Возникновение же в каждом абзаце этого текста слова «символика» свидетельствует о том, что актуальный артистический язык стремится «поймать» этот мир на его же собственных штампах, столь активно создаваемых и тиражируемых массмедиа.
Подвиг Дюшана
Art Basel 2008: предмет как предел откровенности
Вековая родословная штриха
Art Basel 2008: о графической связи коровы и коктейльных зонтиков