Томаты в гемоглобине
XV Международный фестиваль садов в Шамон-сюр-Луар (Festival International des Jardins de Chaumont-sur-Loire): «Играйте… в свое удовольствие!»
в галерею
Ничто не в силах нарушить щедрые творческие потоки французской ироничности. В 2002 году в Шамон-сюр-Луар исследовалась проблема "эротизма в садах", и тогда здесь, за ажурной оградой из цветущего разнотравья, вздымалась пара женских грудей. Нынешний фестиваль, даже невзирая на скоропостижную кончину в октябре 2005 года его основателя Жан-Поля Пижеа (Jean-Paul Pigeat), занялся разбором всевозможных ипостасей игры: сценического мастерства и плутовских придворных игр, детских забав и игрой случая, сакральными лабиринтами, магическими загадками и литературными аллюзиями.
"Играйте… в свое удовольствие!" (Jouez... comme il vous plaira!) призывает сад Селин Доделан, Матье Лане и Франсуаз Ваттеллье (Celine Dodelin, Matthieu Lanher et Francois Wattellier), Франция. Сад как театр: последовательность пейзажей-сцен и кулис в пурпуре и золоте из красных и желтых соцветий, притягивающих бабочек - живых метафор ускользающей сущности театральных феерий.
Филипп и Роберт Амм (Philippe и Robert Hamm), Франция, в проекте "О, я люблю! OGM, нет!" (Oh j'aime! OGM pas!) искали точки соприкосновения генной инженерии и колдовских заклятий: после фальшивого огорода, на котором овощи питаются с помощью капельниц и перегонных аппаратов, открывается вид на горькие тыквы в яйцах, томаты в гемоглобине, сельдерей в соли и дерево с тулузскими сосисками.
Франциска и Аннакатерина Пирас (Francesca и Annacaterina Piras), Италия, своим садом Eventail synésthétique из звуковых и ароматических перегородок невольно проиллюстрировали "Соответствие" Бодлера: "Природа - строгий храм, где строй живых колонн\ Порой чуть внятный звук украдкою уронит;\ Лесами символов бредет, в их чащах тонет\ Смущенный человек, их взглядом умилен…\ Благоухания и звуки, и цвета\ В ней сочетаются в гармонии согласной" (пер. Эллиса.). Апофеозом этой материализации феномена синестезии (возникновения нескольких ощущений при раздражении одного органа чувств) становится маленький пруд, увлекающий посетителей в мифологию нарциссизма.
Ив Ролан и Аделаида Фиш (Yves Rolin et Adelaide Fiche) из Школы архитектуры в Бретоне возвели "звенящий" сад теней и призраков "Даже не страшно" (Même pas peur) со священными гротами и страной фей, апеллируя к тем временам, когда детские страхи в всполохах криков и шептаний легко превращались в заманчивую игру. Бенджамин Жакме и Каролин Виттандаль (Benjamin Jacquemet et Carolyn Wittendal), Франция, спроектировали гигантские мобильные шахматы с красной и белой гвардиями из цветов и садового инвентаря для Алисы Льюиса Кэрролла. А Пьер Люю и Кристиан Ки (Pierre Luu и Christian Qui), Франция, разбили классики на воде, сдобрив их порцией механизмов "шутовских" фонтанов в духе XVI-XVII столетий. Вода как метафора текучести и неустойчивости детских мечтаний, разлинованная дорожка с сюрпризами - как жизненный путь с его страхами и рисками.
Всего на нынешнем фестивале в Шамон-сюр-Луар представлено 26 временных интерактивных садов от французских, итальянских, бельгийских и аргентинских ландшафтных дизайнеров и архитекторов.