В рамках Light Talks на М. Ордынке, 39 обсудили декоративный и технический свет
В Салоне «Светильники» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия «Достаточно ли декоративного освещения». На мероприятии обсудили применение декоративных светильников и архитектурного освещения в интерьерах, профессиональную терминологию и задачи освещения, а также особенности работы с частными проектами.
Light Talks на Малой Ордынке, 39 — это цикл бесплатных дискуссионных и образовательных мероприятий для дизайнеров и декораторов, включающих круглые столы и практические мастер—классы по освещению и светодизайну. Организатор — Салон «Светильники» на Малой Ордынке, 39.
В четвертной дискуссии цикла приняли участие светодизайнер Наталья Маркевич (модератор), представитель фабрики Delta Light Ксения Олафссон, представитель агентства DMT Italy Александр Аристов и специалист салона «Светильники» Андрей Крюков.
Андрей Крюков, специалист салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39, обозначил свою точку зрения на освещении в жилом интерьере, отдавая предпочтение декоративному свету. По его мнению, главным и первоочередным является эстетика. Ни один технический световой прибор не станет заменой, например, Ph Snowball, который можно приспустить над кофейным столиком, и любоваться им. Каким бы не был «умным» светильник и управлялся с iPad, визуальную красоту архитектурный и технический свет не способен заменить. Второй аспект в пользу декоративного освещения — возможность тешить самолюбие с помощью культовых предметов, икон. Это «статусность». Если вы покупаете себе сумку Birkin, то почему бы не жить со светом такого же высокого уровня и качества? Почему не купить Artichoke. Заказчики часто думают, что полноценное освещение можно организовать с помощью одной люстры в центре помещения. Это не верно. Третьим аспектом можно назвать так называемый «островной свет», использование вспомогательных приборов (торшеров, настольных ламп), групп.
Также Андрей отметил, что многие технические фабрики «заигрывают» с декоративным светом, и наоборот. Например, в серии светильников Wireflow (Vibia) применили удобное решение, когда можно поменять размещение источников света в пространстве при необходимости, а также изменить визуальное восприятие от данной световой композиции. По мнению Андрея, технический свет не такой притягательный, как декоративный.
Продолжил тему декоративного освещения Александр Аристов, представитель агентства DMT Italy. На примере светильника Luce che dipinge (свет, который рисует) фабрики Catellan & Smith он объяснил функцию света: все, что мы видим — это свет, и он формирует пространство, восприятие и создает настроение. По его мнению, декоративный свет — это совмещение источника света с арт-объектом, с ярко выраженным эстетическим значением. Такие светильники хороши, даже тогда, когда выключены.
Декоративный — не значит игрушечный или «неполноценный». Александр показал примеры интерьеров, в которых освещение было создано исключительно с помощью декоративных светильников. Одним из них стала студия красоты Aldo Coppola, где создана достаточная освещенность, верная цветопередача, равномерное освещение для работы с посетителями.
А архитектурный свет, воспринимается, как нейтральный, так как сами источники малозаметны и своим видом не участвуют в создании интерьера, а только формируют его при помощи своего света.
Александр отметил, что технические светильники — прожектора, шинные/трековые системы встречаются в основном только в магазинах, офисах, выставочных и промышленных зданиях, и редко используются в жилом интерьере, так как не всегда эстетичны. И также добавил, что в этом случае технические или архитектурные светильники обычно выступают на главных ролях и являются акцентирующими участниками интерьера. Таким образом, они выступают уже в роли декоративного освещения. Есть некая граница, переходная зона, где декоративный свет становится архитектурным и наоборот.
В процессе обсуждения Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса «Световой дизайн» школы МАРШ, обозначила, что определение «технический свет» для нее, профессионала в области освещения, как звук «пенопласта по стеклу». «Технический свет» может быть в серверной или в подобных помещениях, но не в интерьерах. В квартире может быть функциональный, общий, рабочий, акцентный, архитектурный свет, но никак не технический.
В заключении Александр отметил, что применение того или иного типа светильников обусловлено поставленной задачей, которую поставил дизайнер интерьера. Проект должен рассматриваться в целом (в том числе думать об освещении), чтобы получить комфортное и удобное помещение.
Вступив в дискуссию, представитель фабрики Delta Lilght Ксения Олафссон выразила свою любовь к декоративному свету, и отметила, что он важен «как украшение». Но не надо путать световую картину с освещением плоскостей, с понятиями светораспределения и других характеристик, пытаться решать с помощью только декоративного освещения. Фабрика Delta Light в основном работает с архитекторами, которые учитывают вопросы освещенности, продумывают световые сценарии, количество света и задачи управления освещением, а также восприятии интерьера с точки зрения дизайна.
Ксения напомнила, что задачи интерьера могут плавно перейти в экстерьер, ландшафтное пространство, эта зона — продолжение дома. Там можно использовать ландшафтную архитектуру, работать с формами, использовать освещение, чтобы выявить эту архитектуру.
На примере одного из проектов Delta Light, Ксения показала, как задачи освещения можно очень деликатно решить с помощью профильных систем, дополнив интерьер акцентом в виде эффектной люстры, которая является частью декорации. В качестве интересной двойной функции был приведен проект внутреннего освещения помещения офиса, ставший одновременно наружным, освещающий стеклянный фасад здания. По мнению Ксении в некоторых проектах, которые насыщены деталями, не нужно размещать декоративное освещение: оно отвлекает, и перенасыщает интерьер. В таких случаях, достаточно архитектурного освещения. Заниматься освещением, и задумываться о нем, нужно на ранних этапах.
Наталья Маркевич подводя итоги, поделилась информацией о том, что в работе ей часто задают не те или неправильные вопросы. Аллегорией стала ситуация с диваном и условно «табуретками», количество которых нужно определить, чтобы удовлетворить потребность в сидячих местах. На простом примере стало понятно, сколько разных вопросов нужно задать, чтобы правильно подобрать решение к задаче, которую имел в виду заказчик. Так же ситуация обстоит и с освещением.
Часто Наталья, как светодизайнер, сталкивается с проблемой неверной терминологии. Понятие «технический свет» существует только в русском языке и по ее мнению, изрядно вредит финальному облику проектов. Наталья представила список выражений (профессиональный жаргон), которые она советует исключить из лексикона — технический свет, подсветка, споты, закарнизка. Используя правильную терминологию: архитектурное освещение, общее освещение, функциональное освещение, рабочее освещение, акцентное общение, декоративное освещение, световой акцент и т.д., становится понятнее структура световой сцены и наполовину облегчает планирование освещения.
Декоративное освещение в современном интерьере довольно расплывчатое понятие. Иногда почти невозможно провести грань между декоративными и архитектурными светильниками. Например, композиция из архитектурных светильников по сути не является люстрой или декоративным светильником, но становится арт объектом, световым панно, на которое украшает .
Выбирая люстру, нужно помнить, что люстра тоже светильник и помимо красивой формы, которую мы подбираем для создания композиции, она тоже излучает свет. И вопрос «достаточно ли декоративного света» скорее стоит переформулировать в вопрос «подходит ли эта люстра или светильник для конкретной задачи».
В любом случае, освещение помещения необходимо планировать в объеме, не забывая, что вечером интерьер представляет собой черную коробку. И именно с помощью освещения мы можем решить как будет выглядеть интерьер, какие эмоции вызывать и какие детали будут привлекать внимание. Ключ к красивому и удобному освещению кроется в понимании задачи как и для чего будет использоваться освещение, а также в комбинации световых акцентов, точек внимания и многослойности освещения.