Время примет
Галерея Photographer.ru (Москва) и White Space Gallery (Лондон) представляют двухчастную выставку классика мировой фотографии литовского фотографа Антанаса Суткуса
в галерею
В рамках программы «Истоки современной российской фотографии» в Лондоне будут показаны «Литовские портреты» (11 сентября - 10 октября), а в Москве - «Приметы времени» (26 сентября - 26 октября).
Выставки охватывают две основные темы в творчестве фотографа. Портреты, создающие ядро лондонской экспозиции, наполнены теплой и ясной красотой и связаны между собой, словно кадры неснятых фильмов Висконти и Росселлини. Человек посреди своей «жизни на ветру», посреди суеты и разворачивающихся вокруг него событий, живущий своей «маленькой» жизнью. Суткус, работая в советской прессе, одновременно осуществлял проект документации и памяти, противопоставляя личное/частное пропагандируемому общественному/общему. На протяжении десятилетий он создает портреты современников. Его герои не обезличенные «хомо советикус», это литовцы - мужчины, женщины, старики, дети.
Работы, представленные в Москве, высвечивают близость взглядов литовца Суткуса и других знаменитых современников-европейцев: Андре Кертеса, Анри Картье-Брессона и им подобных. Пристальное вглядывание в окружающую реальность, поиск решающего мгновения, гармонизирующего хаотическое броуновское движение мира, повседневная жизнь как источник вдохновения и красоты... Еще в конце 50-х отделенный железным занавесом от мирового фотографического процесса Суткус, исходя из потребности документировать частное, самостоятельно приходит к тем же общечеловеческим выводам, что и несколько ранее Картье-Брессон. Или несколько позднее режиссер Иржи Менцель, режиссер-фотограф Вим Вендерс.
Фотографии из московской экспозиции посвящены поэтике повседневности. Одежда, дома, лица, руки, привычные вещи запечатлены образно и точно. Бытописательство, характерное для развившейся под его влиянием литовской школы фотографии в целом, у Суткуса выходит далеко за пределы репортажа, документа. Взгляд его, как и в портретах литовцев, идет от общего к частному, от внешнего к внутреннему. Внутренняя эмиграция, лишенная трагизма, жизнь вне политического контекста... С точки зрения идеологии того времени, это была крамола. Но это был и тихий вызов большого художника, брошенный своей шумной обобществленной эпохе.
Приметы времени, наполняющие кадр за кадром, на расстоянии складываются в узоры коллективной истории. В масштабе всего своего творчества Суткус создает необъятное лоскутное полотно памяти. Это не преувеличение, если понимать, насколько огромен архив фотографа, сколь полной, многоуровневой и эмоционально насыщенной предстает в его снимках картина жизни простого человека второй половины ХХ века.
Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в Литве. В детстве он копил на велосипед, но купил фотоаппарат. Учился на журфаке, фотографию изучал по тому немногому, что было в библиотеках, по журналам, что доходили из Восточной Европы. В начале 70-х годов вокруг Суткуса начали объединяться фотографы, и по его инициативе было создано Общество фотоискусства Литвы, которое он и возглавлял более 20 лет. В 1980 получил звание заслуженного работника культуры Литвы. В 1998 году получил литовскую государственную награду в сфере искусств.
За это время у Антанаса Суткуса по всему миру прошло более 150 выставок. На Западе он стал известен раньше, чем в России (Суткус является одним из наиболее известных пост-советких фотографов). Его работы до сих пор хранятся и выставляются на таких площадках, как Музей Виктории и Альберта (Лондон), Nicephore Niepce (Франция), Музей фотографии Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии (Нью-Йорк), Институт искусств (Чикаго), Музей искусства (Миннеаполис), Музей современного искусства (Стогкольм), Московский дом фотографии.
Место проведения: Gallery Photographer.ru,
Цех розлива, ЦСИ «Винзавод»
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 9
Даты проведения: 26 сентября - 26 октября 2008 года
Время работы выставки: вторник–воскресенье, с 12.00 до 20.00
Встреча с автором перед открытием выставки