Язык тела
Марина Абрамович прочитала в Москве лекцию о «телесном перформансе»
в галерею
Этой зимой в художественной жизни Москвы произошло неординарное событие. В кинотеатре «Пушкинский» лекция по современному искусству собрала полный зал. О «телесном перформансе» рассказывал человек, стоящий у истоков этого жанра, - Марина Абрамович, сербский художник, мировая знаменитость. Организаторы, Пермский музей современного искусства и «Марка:ff», обещали, что два часа, проведенные с именитым дарованием, заменят пять лет обучения в художественном вузе. Гиперболу можно простить. О виде перформанса, в котором главным инструментом художника является его тело, аудитория действительно получила почти исчерпывающую и четко структурированную информацию.
Абрамович показывала видеозаписи своих шедевров, от раннего легендарного хеппенинга Rhythm 0 до новой добродушно-ироничной видеоинсталляции «Балканский эротический эпос», и созвучные ей работы других художников. Комментируя показ программными заявлениями, красноречивая и сосредоточенная, она не терялась перед большой аудиторией даже в непредвиденных ситуациях в виде технических накладок и слушателя, взобравшегося на сцену в порыве излить братские чувства. Меньше всего она напоминала сумасшедшую, хотя за радикальность работ ее часто так называли. А что еще мог сказать неподготовленный зритель, глядя на художника, обвесившего себя огромными змеями? Или как реагировать на девушку, позволившую зрителям во время перформанса Rhytm 0 делать с ней все, что угодно с помощью 72 предметов, от расчески до пистолета и пуль. «Тогда я была готова умереть», - эту фразу художница может отнести ко многим своим работам. В чем причина такой безудержной жажды рисковать жизнью ради искусства? В начале лекции она заявила: «Хороший перформанс может получиться только при условии полной вовлеченности в происходящее художника и зрителя». Возможно, поэтому она и выбирала ситуации на грани физических и психических возможностей, в которые быть невовлеченным просто невозможно.
Еще один важный манифест: «Перформанс - не театральная игра, а реальное переживание, требующее от художника предельной честности». Марина Абрамович демонстрировала ее во всех произведениях, за что и заслужила в свое время «Золотого льва» венецианской биеннале. Теперь она будто подводит итоги творчества: читает лекции, работает с известными режиссерами над видеоперформансами на тему своей жизни и смерти. Пообещала, что последним «произведением» станет церемония ее похорон, но прежде, надеемся, задолго до них, нас ждет грандиозная ретроспектива: в 2010 году в нью-йоркском MоMа она покажет 100 своих самых лучших перформансов за 90 дней.