Задание на дом
Осенняя сессия выставки Maison&Objet 2008. Альфа и омега актуального интерьерного искусства
в галерею
Главным (обманчивым - предупредим, забегая вперед) впечатлением выставки на протяжении четырех рабочих дней было то, что европейская интерьерная общественность не предложила ничего нового. Казалось, что тысячи квадратных метров недешевых выставочных площадей собраны и по-французски тщательно украшены с одной педагогической целью - повторить все то, что в декоративной моде вращается и муссируется последние два года. Напомним основные темы. Во-первых, это "жесткий" Прованс (все либо очень сильно состаренное, либо очень точно воспроизведенное - копии вещей XVII,
Отметив эти альфу и омегу актуального интерьерного искусства (Прованс и современную эклектику), далее глаз начинает различать в знакомых стилях новые черты. По уже привычной канве прописаны новые смыслы, сделаны новые заявления, пришиты новые "ярлыки". Наконец-то больше нет гламура. Это серьезное событие в интерьерном мире, его ждали, и как раз примерно к осени. Более того, заметно было, что больше нет ни слова о роскоши - так звучит последний манифест парижской осени. Вернее, слово "роскошь" часто звучало, но наполнено оно было новым содержанием. То есть акценты появились другие.
Роскошь стремится стать все более элитарным понятием. Куда уж элитарнее, скажете вы, и совершенно напрасно. В идеале к классу роскошных предметов имеет право принадлежать только то, что создано, как в природе, в единственном и неповторимом виде. Ведь там, где повторяемость, там массмаркет и неэксклюзив. Поэтому роскошь в конце первого десятилетия XXI века становится иной. Речь идет уже не столько о блеске и лаке, сколько о неповторимом рисунке экзотической древесины, которой несколько сотен лет, об уникальном "орнаменте" кожи питона, о единственном в мире узоре камня со дна океана - минерала, которому миллионы лет…
Умные производители срочно налаживают связи с индонезийскими пильщиками леса и мексиканскими ловцами экзотических зверей. Акрилового лака или натуральных смол, которых раньше было достаточно для отделки дорогой красивой вещи, теперь совсем недостаточно. Нам встретились на выставке комоды, целиком отделанные муранским стеклом и жемчугом, и комоды и зеркала, облицованные настоящими крупными морскими раковинами… В этом обилии природно-ориентированной роскоши была несомненная новизна… Мы с вами встречали эти явления и раньше, но чтобы в таком количестве и качестве! Никогда. И еще одно, почти политическое наблюдение.
Европу можно понять в том, что ностальгия по колониальной стилистике преследует ее уже не в первом и не во втором поколении. Империй давно нет, а память осталась… Например, о родственниках, привозивших из Алжира диковинные предметы с диковинными запахами и странным назначением. Колониальная тема постепенно стала называться с подачи дизайнеров и журналистов этническим стилем и получила легитимность и романтический флер. Этнический шик (так трактуется колониальная тема в Париже) на сентябрьской Maison&Objet занимал центральное место. Такое количество этнически ориентированной продукции трудно увидеть где-нибудь еще в метрополии. Ни одна из ведущих марок не осталась в стороне, все выпустили хотя бы пару-тройку "чужих" вещей. Понимать и комментировать повальное увлечение эстетикой и идеологией этники в дизайне не обязательно. Главное - понять, что эта мода продержится в интерьерном дизайне минимум два года.
Для любителей спокойной традиционной стилистики (без примеси колониальности и прочей богемности) тоже есть свои новости. Глубокий теплый серый цвет самый модный и комфортный. Безупречен как фоновый для любого помещения. Идеально дополнить его цветом лаванды (обивка мягкой мебели, текстиль), мяты (крупные и мелкие аксессуары) и оттенками желтого (живые цветы, например).
Заметно, что европейские декораторы, дизайнеры и производители наметили путь к экологическому дизайну, понятому ими как призыв к новой роскоши и newfarm life - "новой фермерской жизни". Мы же, отечественные покупатели, процеживаем эти манифесты и получаем чистый сок. Если европейцы устали от буржуазных трендов, то мы как раз вольны выбирать среди огромного разнообразия возможностей. Продумывая дизайн своего дома, мы сделаем свой выбор. Выставка - об этом.