Аккорды 'русского ампира'
Особняк посольства Исландии в Хлебном переулке - типичный представитель "московского ампира". История дома
в галерею
На праздничный вечер пригласили российских музыкантов, зарубежных гостей. Благо в гостиной, как и в прежние времена, стоит рояль. На нем часто музицирует супруга посла госпожа Инга Лис Хейксдоттир. В доме любят музыку. Правда, вкусы у всех разные. Одиннадцатилетний Арнор и четырнадцатилетняя Ингибьерг, разумеется, предпочитают современные ритмы. Попугай Тони и канарейки Лорд Лимон и Леди Апельсин откликаются на любые звуки.
И только флегматичному английскому бульдогу Хари до музыки нет никакого дела. Он любит гулять. Но еще больше - гостей, которых он встречает и сопровождает по апартаментам, присаживаясь возле каждого камина.
Почти в каждой комнате небольшого, но грамотно спроектированного дома, есть камины, оформленные как настоящие архитектурные композиции: с постаментами, пилястрами, украшенными классическими капителями, которые обрамляют зеркала с антаблементами. Все камины действующие. Каждые три месяца приходят мастера-трубочисты проверить все ли в порядке. По старому поверью каждая встреча с трубочистом приносит удачу. Так что нынешним обитателям старого особняка можно только позавидовать...
Историческое образование располагает Йона Эгилла Эгильссона к разговорам о днях минувших. Хотя в Исландии, как он заметил, мало старинных зданий. Ведь они испокон строились из торфа и дорогой импортной древесины.
У самого господина посла есть дом в Рейкьявике, вполне современный, но построенный по старому принципу "кантри-хаус". На его родине практически нет лесов, только скалы и море. Температура зимой, как правило, не превышает пятнадцати градусов мороза, а летом - тепла. Природа страны викингов суровая, но прекрасная. Об этом говорят полотна, украшающие стены старого московского особняка: бухта с маяком, рыбацкие лодки и бескрайние горы... Картины предоставлены национальной галереей Исландии. Там существует традиция посылать живописные шедевры в страны пребывания послов.
Среди огромного количества книг на особом постаменте красуется покрытое зеленым бархатом грациозное дамское седло из прочной коричневой кожи. И что интересно: оно подлинное, справившее недавно полуторавековой юбилей! Принадлежал этот великолепный аксессуар для верховой езды бабушке дипломата. А вот она и сама на старинной фотографии - красивая молодая дама. Звали ее Ингибьерг. В честь нее назвали и внучку.
К семейным реликвиям относятся и прялка Ингибьерг-старшей, и кусок кожи, по преданию выделанный еще в ХVIII веке. Можно только порадоваться душевной щедрости человека, никогда не расстающегося с дорогими сердцу предметами...
В семье Йона Эгилла Эгильссона и Инги Лис Хейксдоттир к традициям относятся с благоговением. В том числе и к чаепитию. Этот ритуал обычно проходит на веранде зимнего сада в форме многогранного эркера, которая была пристроена к дому в 1887 году. Особенно монументально она выглядит снаружи, из сада. Чтобы в него попасть, идти через весь дом не придется. Ибо туда ведет стеклянная двустворчатая дверь из большой гостиной - через нее частенько выпускают погулять бульдога Хари.
Итак, с улицы хорошо виден выступ эркера с мощным карнизом, покоящимся на приземистых колоннах с сочными ионическими капителями. Для большей помпезности владельцы, купившие особняк после смерти Надежды Васильевны Репиной-Верстовской, архитектурно обогатили эркер еще и полукруглым фронтоном с круглым медальоном в центре.
На медальоне красовался картуш с их гербом, а под ним - большая львиная маска.
Уютные пропорции комнат, проемы с колоннами, зрительно увеличивающие пространство - помещения кажутся значительно просторнее за счет света и минимума светлой мебели. Об этом хочется сказать особо - ведь подобрана она с большим вкусом. В зимнем саду среди зелени в кадках - плетеные кресла с подушками и низкие круглые столики. Причем скатерти и подушки сделаны из льняной ткани одной расцветки. Мягкая мебель большой гостиной в светлых тонах (гобелен с бордовыми цветами на синем фоне) вторит обстановке малой гостиной и парадной столовой. Сочетание колористических оттенков в анфиладе комнат этого дома имеет огромное эстетическое значение, так как благодаря высоким проемам и стеклянным дверям перспектива просматривается практически насквозь.
Ну а музыка? Она тоже играет важную роль в дипломатии, особенно когда рядом рояль.