Архитектурой внутрь
загородный дом в Подмосковье общей площадью 1530 м2
Дом, по-европейски неброский, расположенный на лесистом участке в полтора гектара, хочется сравнить с отменно сшитым костюмом от талантливого портного - в его облике есть неуловимое нечто, выделяющее его из множества подобных. На первом этапе над проектом работали архитекторы Дмитрий Быков и Дмитрий Коршунов. В образ дома им хотелось вложить аллюзии на архитектуру средневековых замков. Буквальных отсылок к их традиционным элементам, конечно, нет, скорее это концептуальные параллели. Взять, к примеру, крестообразную форму здания и его характерную ступенчатую структуру: два жилых этажа в виде башни венчает третий, мансардный. Кроме того, внутренняя лестница тоже сконструирована в виде башни, вынесенной из общего объема дома.
Когда первый этап строительства был завершен, проект перешел в ведение архитекторов Алексея Розенберга и Петра Костелова. Они постарались полностью изменить характер постройки, укрупнив членения и изменив тем самым ее масштаб, а также придать ей зрительно более открытый характер, что повлияло и на интерьер - в нем стало больше света. Затем приступили к разработке и интерьеров.
Хозяева дома хотели, чтобы его архитектура находилась где-то на стыке между современной и традиционной. Но, поскольку эта стилевая область сама по себе довольно размыта, архитекторам вместе с заказчиками пришлось искать то решение, которое казалось им наиболее органичным. К традиционным элементам в облике дома можно, пожалуй, отнести сдержанную по цвету отделку фасадов, сочетающую в себе дерево и оштукатуренные поверхности, а к современным - новаторскую трактовку отношений внутренних и внешних пространств.
Алексей Розенберг говорит, что, разрабатывая проект, он и Петр Костелов в первую очередь хотели, чтобы дом "вызывал у зрителей чувство любопытства". И с этой задачей архитекторы прекрасно справились. Контрастное цветовое решение фасада и цоколя, ритмически интересное остекление и необычная терраса интригуют с первого взгляда.
Алексей и Петр необычным образом обыграли цоколь первого этажа, решив его в белом цвете. Это совершенно изменило пропорции дома, сделав их менее вытянутыми и, по выражению авторов, более демократичными. С другой стороны, такой прием оптически оторвал все здание от земли. Кроме того, белая плита цоколя местами получает дополнительное развитие, переходя в лежащие на земле неогражденные балконы, в геометричную, сформированную уступами террасу, и затем перетекает в дом в виде подиума в гостиной первого этажа. Отделенный в обычное время от террасы витражным остеклением, летом подиум может легко превратиться в ее продолжение - стоит только раздвинуть рамы. Столовая в теплое время года тоже запросто раскрывается на улицу.
Внутреннее пространство дома решено масштабно и поистине архитектурно. Чтобы правильно организовать его, архитекторы вводят в интерьер крупные формы. Так, по всей длине первого этажа вдоль бассейна тянется деревянная конструкция, внутри которой расположен спортзал. Подобное же смысловое ядро есть и в пространстве второго этажа - это некое подобие деревянной беседки с колоннами по периметру, в ней находится детский санузел. Кабинет хозяина вообще выделен в автономный объем, архитекторы описывают его как "деревянный ящик на ноге, висящий над гостиной". Он и вправду напоминает дом в доме - из узких окон "ящика" просматривается гостиная первого этажа, а по мостику, перекинутому над нею, хозяин попадает на небольшой персональный балкон. Благодаря таким пространственным доминантам удается избежать хаоса мелких помещений и превратить жилой объем в более крупно организованную структуру.
Интерьер дома выглядит современно, но не авангардно. В качестве культурного ориентира архитекторы взяли ранний модерн в духе Макинтоша, декоративность которого достигается в первую очередь за счет умышленной демонстрации конструктивных элементов, форм, углов и контраста материалов. Цветовое оформление интерьера дома довольно сдержанное и построено на контрасте белых оштукатуренных поверхностей с темным натуральным деревом и с вкраплениями мрамора, использованного в декоре лестницы и камина. В интерьере много авторской мебели, выполненной по эскизам архитекторов. Это и гигантские шкафы-стены, и сдвижная лестница в кабинете хозяина, и поворотное зеркало-перегородка в прихожей. Мебель работает как составная часть планировки, выполняя пространствообразующие функции. Она в буквальном смысле принадлежит дому, существуя в симбиозе с ним. А сам дом существует в гармонии с окружающей его природой, легко открываясь ей навстречу и впуская ее внутрь.
Архитектор Алексей Розенберг: "Радует то, что, прожив в доме какое-то время, хозяева утвердились в мысли, что их дом не кажется им ни чересчур большим, ни избыточным. Если они комфортно чувствуют себя в этом пространстве, значит, что-то мы сделали правильно. И, замечу, интегрировать человека в среду этого дома мы стремились в первую очередь за счет архитектуры, а не декора"
Аксессуары для съемки представлены салоном Ligne Roset