Баухаусу — 100. Гид по самому функциональному направлению дизайна
В 1919 году в немецком Веймаре появился Баухаус. Школа определила новый подход в дизайне и архитектуре и подарила миру предметы, ставшие культовыми. Рассказываем о стиле и показываем его современные интерпретации.
Как появился Баухаус
Баухаус как направление в архитектуре и дизайне появился вследствие тяжёлого экономического положения, в котором оказалась Европа после Первой мировой войны. Строительство домов из дорогих материалов стало нерентабельным, прежняя роскошь оказалась не по карману многим, мебель, которая изготовлялась на заказ, ушла в прошлое. Так появился запрос на «дизайн для народа»: удобные и дешёвые для производства вещи, которые смог бы купить человек со скромными трудовыми доходами.
Уловив тенденцию, архитектор и строитель Вальтер Гропиус собрал группу единомышленников и основал школу Баухаус. В ней художники проектировали здания и предметы быта, поставленные на поток и отвечающие принципу «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять практические функции, быть удобным, дешёвым и красивым».
Интерьер в стиле Баухаус
Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.
Дизайнеры того времени работали с искусственными материалами, комбинировали их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем. В отделке стен использовались нейтральные тона — серый, чёрный, белый и бежевый. Разбавляли эту палитру редкие и яркие пятна красного, голубого и жёлтого.
Классический пример интерьера в стиле Баухаус — офис Вальтера Гропиуса в Веймаре, реконструированный в 1990-х годах Генри Ошманом. С некоторыми поправками такое оформление встречается в современном исполнении, а предметы интерьера — как у брендов класса люкс, так и в магазине Ikea.
Предметы интерьера в стиле Баухаус
Мебель в стиле Баухаус иллюстрирует принцип: на стуле можно не только сидеть, но и узнать историю про время, когда его создали. В 1930-х годах экономические условия сводили потребности к минимуму, и дизайнеры подчёркивали это простотой изобретений. Смотря на стулья и кресла в стиле Баухаус, вспоминаются слова архитектора Людвига Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше». И это действительно было так.
В 1920-х годах Марсель Брейер (руководитель мастерской в Баухаусе) спроектировал мебель из гнутых металлических трубок, заменивших привычные деревянные ножки и подлокотники. Так появился первый консольный стул — необычная конструкция, у которой есть только две передние ножки, а спинка висит в воздухе. Сейчас эта модель встречается в коллекциях дизайнеров по всему миру. В работе используются дерево, ткань и иногда цельный кусок пластмассы.
Ещё одна культовая вещь в дизайне Баухаус — кресло «Василий», созданное в 1925 году Ханнесом Мейером. Согласно легенде, он спроектировал его для Василия Кандинского, возглавлявшего мастерскую живописи в Баухауcе. Сиденье и спинки сделаны из тонкой, но прочной ткани, а согнутые трубы образуют основу кресла. Сам Бройер говорил, что сидеть в этом кресле, всё равно что парить на «упругом потоке воздуха».
Лучшим примером функциональности и удобства в одном предмете служит шезлонг для отдыха Mr Lounger, созданный в 1929 году Людвигом Мис ван дер Роэ. Изгибы широкого и длинного сиденья плавно переходят в спинку и подстраиваются под тело сидящего. Сейчас дизайнеры создают его в разных цветовых решениях, отходя от классического чёрного цвета.
Работая над созданием практичной мебели, мастера Баухауса не забывали про освещение. В начале 1930-х ювелир и дизайнер Кристиан Делл создал коллекцию светильников Kaiser Idell (название обыгрывает фамилию автора и немецкое слово idee — идея). Делл стал первым, кто использовал шарнирное устройство, за счёт которого освещение легко меняло направление.
Архитектура в стиле Баухаус
В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.
Отличная иллюстрация стиля Баухаус — здание школы в Дессау (в 1925 году она переехала сюда из Веймара): высокие потолки, много естественного света, нарочито простые формы. Интерьеры и мебель проектировали и воплощали в жизнь студенты, предметы декора выполнялись из подручных средств. Демонстрируя принцип функциональности, комнаты в школе легко трансформировались. Так, столовая превращалась в театральный зал и обратно.
Во многом развитию Баухауса помогал прогресс в области строительных материалов. Инженеры работали с железобетоном, что позволяло придавать стенам разнообразные формы и получать необычные архитектурные решения. Также впервые в истории европейской архитектуры в большом количестве использовались кованые металлические элементы, металл и стекло.
Баухаус стал знаменит не только из-за новаторских решений. Идеология школы отражала новую эпоху — индустриальную, с глобальной механизацией и унификацией.
Впервые инженеры диктовали не только, как строить, но и образ жизни, для которого требуются функциональные вещи, облегчающие быт.
Баухаус в наше время
В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.
Здесь те же строгие формы, много воздуха за счёт стеклянных стен, плоская крыша и минималистская отделка фасада матово-серым вальсским кварцитом.
Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.
Цельностеклянный фасад впускает внутрь много света и соединяет бунгало с просторным садом снаружи.
Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.
Осмысливая стиль, дизайнеры сохраняют неизменным стремление к удобству и рациональному использованию деталей: предметы подчёркнуто минималистичны, выполняют возложенные на них функции и отвечают принципу «Красота не живет без пользы».