Центр дизайна «Бутылка»: тюрьма, ставшая арт-кластером
В здании бывшей морской тюрьмы открылся многофункциональный центр, отвечающий последним представлениям о дизайне.
в галерею
Здание тюрьмы на острове Новая Голландия в Санкт–Петербурге возведено архитектором Александром Штаубертом в 1827 году. Из-за своей нестандартной круглой формы оно получило название «Бутылка». Есть легенда, что именно отсюда пошло выражение «не лезь в бутылку».
Для заключённых моряков действовала прогрессивная пенитенциарная система: во время отбывания наказания они осваивали новую профессию и даже получали оклад, который копился вплоть до освобождения. Позднее в этом здании разместили административные помещения для нужд морского ведомства.
Недавно бывшая тюрьма сменила имидж: теперь здесь расположился многофункциональный центр, где под одной крышей собраны самые интересные проекты в области дизайна, моды, гастрономии и спорта.
Реставрация и адаптация здания заняли почти два года. За это время была восстановлена аутентичная кирпичная кладка внутреннего и внешнего фасадов, вернулись на место оригинальные двери.
Лестницы тоже преобразили: вернули облицовку ступеней из путиловского известнякового камня и ажурные чугунные перила.
В обновлённом здании появились два изящных лифта в стиле ар–деко и новые деревянные окна с латунными состаренными кремальерами. На отделку коридоров и общественных пространств ушли десятки тысяч метров метлахской плитки и глянцевой настенной плитки.
Светильники были разработаны специально для проекта: двор «Бутылки» освещают сорок двухметровых «пуль» из грубого чёрного металла, внутри — более тысячи стилизованных индустриальных светильников.
Сейчас «Бутылка» представляет собой современный коммерчески ориентированный комплекс. На первом этаже располагаются модные и именитые рестораны. Второй — территория магазинов: здесь продают альбомы по искусству, комиксы, одежду, скандинавскую мебель и экологические детские игрушки. Третий этаж посвящен здоровью, спорту и красоте: на нем размещены салоны красоты, а также спортивные школы и танцевальные студии. Во внутреннем дворе установлена сцена, она — культурный центр пространства.
В нынешнем виде место спорит с собственной историей, доказывая, что иногда в бутылку очень даже не стоит «залезть».