Дом луны

частный дом в Подмосковье Юрий Андреев

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Василий Лифанов

Архитектор: Юрий Андреев

Журнал: N2 (13) 1997

"Если ДОМ по своей архитектуре, образно говоря, МУЖЧИНА, то ИНТЕРЬЕР создавался ЖЕНЩИНОЙ, которая осваивала этот сугубо мужской мир"Голос автора - скорее тенор, чем баритон.

Дом (официальное название - "Дом Луны") - в народе известен под кличками "Тауэр" и "Крепость". Всем своим видом противоречит сложившимся традициям "новой" застройки.

Архитектор - похож на большой тихий омут, где чего только не водится! В Москве бывает наездами, однако умудрился построить в ней несколько модных объектов, в том числе и Дом - объект нашего внимания.

Хозяйка - очаровательная женщина. По профессии - реставратор, а также заместитель Архитектора по вопросам интерьера.


Предыстория

Отправной точкой в работе над проектом для Архитектора послужила фраза, которую обронила Хозяйка за чашкой кофе, рассказывая об одном антикварном столе: "... круг, вписанный в квадрат". Сочетание этих форм и легло в основу архитектурного сюжета. Кроме того, существовали определенные функциональные требования к будущему проекту: Дом должен быть максимально комфортабельным и стать своего рода неформальным центром общения для многочисленных друзей Хозяйки. При этом Архитектору надлежало "вписаться" в стандартный участок в 10 соток с уклоном в 1 метр, расположенный на насыпном холме среди разнообразнейшей "новой" застройки и избушек древней деревеньки.

В связи с последним Хозяйка сформулировала идеологические пожелания: к ландшафту не привязываться за неимением оного; отрезать по последним, жилым этажам вид на соседей, максимально подняв окна и получив в них чистую панорамную картину неба и леса на горизонте.
Безусловно, внешность Дома должна быть обманчива, чтобы снаружи нельзя было догадаться о том, что внутри.

Хозяйка: "Хотелось радовать себя, а не окружающих, - их мой Дом, по меньшей мере, раздражает".

Архитектор: "Идеология крепости: мы осаждены врагами".

Действительно, Дом, при своих небольших размерах, "в общем строю" выглядит по крепостному грозно, дерзко противопоставляя себя окружающему. Однако "колючая" оболочка, по мысли Хозяйки, должна содержать в себе максимум света, воздуха и теплоты, и этому принципу подчинено все обустройство Дома. Естественно, такое острое несовпадение между внешним и внутренним, отражающее диалог творческого темперамента Архитектора и вкусовых пристрастий Хозяйки, разрешился не легко и не сразу. С момента начала строительных работ и вплоть до их завершения они "воевали" друг с другом. Причем у каждого имелась своя заповедная территория, а боевые действия велись на границах.
Так, например, бесспорное "владение" Архитектора - внешний облик Дома Луны, а область Хозяйки - предметный мир Дома: мебель, картины, материалы, цветовые сочетания и т.д. "Линия фронта" проходила по вопросам организации пространства внутри Дома, его планировке, отдельным узлам и пр. Архитектор вел "наступление" на интерьер со своих позиций, стремясь воплотить в нем дерзкий, на грани крамольности, диалог форм.

Так, первый этаж он задумывал с громадным, 3х3 метра, открытым очагом и телескопом-трубой, через который "можно было бы разглядывать звезды". Однако Хозяйке это решение показалось чересчур рискованным, и "хулиганский" очаг переродился в "спокойный" камин. Проиграл Архитектор и "бой" за третий этаж, который хотел сделать "лихим" - панорамным, без перегородок, на манер студии. По настоянию Хозяйки площадь нарезали, и на этаже появились бильярдная, комната Архитектора и кабинет...

Творческие войны кипели на всех уровнях, и за полтора года строительства было изготовлено три варианта рабочих чертежей.
В доме скопилась гора бумаг, эскизов, планов, а стенки в доме переносились с места на место практически до дня сдачи объекта. Тем не менее Дом сдружил Архитектора и Хозяйку и далеко "продвинул" обоих в профессиональном плане.

Архитектор: "С Домом Луны вышла уникальная история. Зная, что Хозяйка - профессионал в своем деле и что со вкусом у нее все в порядке, я допускал возможность совместного творчества и всячески его стимулировал. Хозяйка - человек более спокойный, чем я, и она, в качестве дизайнера, совершенно обоснованно считала, что всяких новомодных штучек в Доме, где она будет жить, следует избегать. Если сам Дом по своей архитектуре, образно говоря, Мужчина, то интерьер создавался Женщиной, которая осваивала этот сугубо мужской мир".

Хозяйка: "Мы причинили друг другу много головной боли, зато теперь, когда Дом построен, у обоих отсутствует ощущение обойденности и обделенности. Мы были скорей не соперниками, а командой".


Дом и свет

Название Дом Луны родилось ночью, когда Архитектор начал рисовать первый эскиз. Было новолуние, и Архитектор подумал: "Ну вот, начало новой жизни!" - и оказался прав. Так возник образ Дома, т.е. тот перепутанный ассоциативный, смысловой и знаковый клубок, из которого впоследствии ниточкой вытянулись многие особенности архитектуры и интерьера. Причем "лунная" символика в большей степени реализована в интерьере. При создании проекта, как признается Архитектор, им руководили достаточно конкретные соображения.
Первоначальная форма "цилиндр в кубе" оказалась очень продуктивной. Угловые "башни" позволили вместить в себя утилитарные помещения, а в круглой центральной части расположились более свободные по духу. Оформленные стеклоблоками зазоры между двумя основными формами играют роль световодов, привносящих свет во внешне закрытый, агрессивный угловой объем. Человек в ванной комнате не чувствует себя отрезанным от мира, хотя его, естественно, не видно.

Что касается жилых и представительских помещений - тут другая история. Сидеть все время в квадрате - скучно, а сочетание дуг и прямых дает возможность разнообразить свои пространственные ощущения. Дом долго не надоедает, ибо в нем заложен потенциал "подвижности" восприятия. И не только за счет подбора предметов интерьера, но и благодаря компоновке несущих форм. Если затрагивать тему внешних трансформаций, то Дом, безусловно, "оживляет" свет. Конечно, есть и атональное звучание конфликта гладких поверхностей с шероховатыми фактурными штрихами, и вызывающая графическая игра прямых и изогнутых линий. Но душа архитектуры Дома, повторим, свет.
У куба и цилиндра со светом разные взаимоотношения. Они его по-разному отражают, он на них по-разному ложится. "Поженив" формы, Архитектор заставил объемы Дома "общаться" при помощи падающих теней. Так, бесчисленные световые комбинации дня, "вытаскивая" архитектонику и рельеф здания, создают один образ. Вечером и ночью он меняется. Начинает "работать" внутреннее освещение. Окна отбрасывают изменчивые рефлексы на торцы здания, а из узких "бойниц" свет бесшумно скользит по плоскости, по кругу... Прошел и пропал... Как Луна...

Однако есть еще один режим освещения Дома - парадный. Его Архитектор исполнил тайно, поставив Хозяйку перед фактом. Суть заключается в лампах, установленных по периметру крыши. И то обстоятельство, что Хозяйка оставила их в неприкосновенности, Архитектор расценивает как акт мужества. Первый запуск системы состоялся летом, в 12 ночи. Испытывались не столько лампочки, сколько реакция местного населения.

Архитектор: "Стемнело, шел дождь. Я вышел на улицу и скомандовал: "Включай!"... Буквально через минуту заметил, как начали открываться двери окрестных домов, и люди стали выходить и смотреть... Было на что. Представьте: сквозь водяные струи пробиваются снопы света, как будто пламя из дюз реактивного двигателя, и крыша улетает..."

Но все-таки главная цель, которую Хозяйка поставила перед Архитектором - это насыщение внутреннего пространства Дома Луны светом и воздухом при полной визуальной закрытости снаружи. Про бойницы-световоды в зазорах здания мы уже упоминали. По такому же принципу наполняется светом лестница, в полукруглом боку которой "прочерчен" узкий зигзаг из стекла. Большие окна, за счет отсутствия в них переплетов, воспринимаются со двора как ии по отношению к себе и к среде. Степень декоративной условности присутствует здесь и в лодке, и в луже, и в более мелких деталях, а наличие Луны, Солнца, желтого и синего цвета - это воплощение образа Дома".

Архитектор: Подвал - то маленькое помещение, куда человек может спрятаться от всех, как ребенок, который забрался под стол и наблюдает оттуда за взрослыми... Многие знакомые Хозяйки, когда остальные члены компании перемещались на верхние этажи, оставались тут, садились рядом с ванной на диван и говорили: "Нам и здесь хорошо, и не надо по лестнице подниматься".

Нам же этой участи не избежать. Поднимаемся по ступенькам, минуем первый этаж.
Лестница идет по круглому боку цилиндрической части здания. Ниспадающий ритм ее изогнутых линий напоминает танец осеннего листа. Светоносные щели справа заселены забавными деревянными игрушками - "Быченькой", "Пиноккио", "Паровозиком", - и они своим присутствием смягчают рациональную смелость архитектуры.

Хозяйка: "Эта лестница, подобно аэродинамической трубе, раскручивает звук с первого этажа до самой крыши. Акустика у Дома потрясающая - если не закрывать дверь, будешь в курсе всех событий, происходящих на первом этаже".

Итак, второй этаж. По функции - жилой. Здесь расположена комната Хозяйки с персональной ванной комнатой. Как они выглядят - секрет. Для гостей предназначены две комнаты. Первая - условно "дамская". Если на первом этаже обосновалась Античность, то здесь уже веет Средневековьем. Эта комната - яркий пример декораторского подхода к формированию интерьера. Хозяйка случайно где-то нашла подлинный немецкий гарнитур 1895 года - резную кровать, шкаф, комод, стол - в совершенно "убитом" состоянии.
Отреставрировала его, и гарнитур обосновался в Доме.

Хозяйка: "Пришлось много поработать, создавая в комнате совершенно особую среду, которая была бы отрезана от архитектурной ситуации в Доме".

Составные части "особой среды" - лакированный деревянный паркет, кремовые шторы, кукла в рюшечках, кресло с обивкой розово-желтого цвета. Эти детали дополнили ту атмосферу, которую создало в комнате присутствие гарнитура, и вместе с тем перекинули связующий мостик к теплому ощущению, созданному в Доме основным, "сливочным" цветом. Облик второй гостевой комнаты изначально диктовал Архитектор. Она разделена на две зоны, обусловленные формой помещения. Одна, с диваном, имеет в своей основе квадрат, другая, с камином, шкафами и кушеткой, - круг. Окна в комнате подняты так, чтобы в них было видно только небо и горизонт. Камин "Вавилонская башня" тоже чисто архитектурного происхождения. У внутренней стены - два высоких книжных шкафа, между которыми в простенке висит портрет строгой дамы.
Однако ни она, ни антикварной формы кушетка, ни старинные сервизы в стеклянном шкафу не заглушают в помещении явного присутствия архитектуры. Здесь она - первична.

Третий этаж, условно, "мужской". Тут находится бильярдная, комната Архитектора и кабинет. Поднявшись по лестнице, прежде всего видишь зеленое сукно бильярда и брызжущие грубоватым весельем пост-брейгелевские картины Игоря Олейникова. В этом месте архитектура ограничивается "поставкой" партий света в помещение через большие окна, а тон интерьеру, конечно, задают бильярд и картины.

Зато кабинет - строг и классичен. Тут не понять - то ли интерьер продолжение архитектуры, то ли наоборот... Камин, объединенный с книжным шкафом внутри классического ордера, - это та архитектурная органика, которая задумывалась уже при проектировании. Опять-таки высокие окна; вертикальные и горизонтальные линии рам и подоконников продолжены внизу встроенными книжными полками.
В центре кабинета - кресло с подставкой для ног, а над ним с потолка свисает маленький светильник. В кабинете пока что отсутствуют узкие английский часы, картины, книжный шкаф. Когда же они появятся, классические черты интерьера проступят еще резче.

Отдельная тема Дома - гостевые туалетные комнаты. Именно "комнаты". На третьем этаже туалет сделан в ироничном ключе "а ля кабинет", и там стоит маленький журнальный столик, торшер, этажерочка с книгами. Это вызывает понимание, - ведь большинство гениальных идей приходит в голову в самых неожиданных местах.

На втором этаже продолжением "дамской" гостевой комнаты является серо-розовая туалетная комната-шкатулка, где есть и ванна, и зеркало, и прочие необходимые вещи. Бросается в глаза интересная декоративная деталь - висящие на стенах гипсовые отливочки ангелов, которыми Хозяйка сейчас увлеклась.

На этом рукопись обрывается...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости

Ошибки в оформлении гостиной: 5 мнений дизайнеров

Скучная цветовая палитра, расстановка мебели вдоль стен, минимум сценариев освещения и другие частые ошибки в дизайне гостиной.

#Интерьер #Гостиные