Дом Майкапара - офис и памятник

особняк XIX века (Рига) проектное бюро "Лауку Дзиве/XXI"

Дата публикации 17.02.2004

Текст: Юлия Шагинурова

Фото: Карен Манько

Автор проекта: Карина Абике
Улвис Абикис
Гундега Мартирова
Лайла Бисениеце
Андис Шпак
Владимир Овчинников
Вадим Сергеечев
Даце Берзиня
Айгар Улманис

Журнал: N11 (78) 2003

Частный особняк, английское посольство, райком партии, вилла хозяина финансовой пирамиды... Все это - знаменитый рижский дом Майкапара. Для памятника архитектуры на территории бывшей союзной республики биография достаточно типичная. И сложная. Потому что с тех пор, как из здания выехал последний английский дипломат, дом пережил несколько ремонтов, каждый из которых нес на себе отпечаток эпохи, в которую он делался. В шестидесятых в огромных залах и салонах появились фанерные перегородки, а плинтусы и некоторые детали отделки выкрасили суриком и под дуб. В брежневские времена в подвале устроили сауну с бассейном - сооружение, из-за которого фундамент исторического здания треснул по диагонали. Новые же балтийские бизнесмены, которые недолго владели зданием, и вовсе не ремонтировали его, предпочитая наслаждаться остатками прежней роскоши. Особняк на бывшей центральной улице Николая - дважды стилизация. Дом последней трети XIX века, напоминающий ренессансное палаццо, получил название по имени своего второго владельца. Табачный фабрикант Замуил Майкапар купил его в 1931 году и радикально реконструировал: фасады были полностью переделаны, в экстерьере стали преобладать необарочные мотивы, а к дому пристроили ротонду. Интерьер Майкапар поручил самым модным художникам, каких смог найти в Риге. Так, пережив целый ряд перипетий - мировую войну, вторжения небрежных хозяев, - дом дожил до бережной реконструкции. Нефтяная компания, которая приобрела его для репрезентативных целей, объявила тендер на архитектурные и строительные работы. Победившие в этом конкурсе архитекторы бюро "Лауку Дзиве" начали со скрупулезного исторического исследования и провели реставрацию в строгом соответствии с его результатами. Они восстановили не только здание и декоративные элементы интерьера, но и ландшафт, имеющий не меньшую историческую ценность. Жилые комнаты и технические помещения, не соответствующие яркой роскоши барочного фасада и парадных зон, заново отделали и декорировали с тем, чтобы преодолеть этот художественный разрыв. Все современные коммуникации - системы вентиляции, кондиционирования, отопления - тщательно замаскировали. Ведь в отличие от Майкапара, который гордился тем, что выбросил из дома все печи, заменив их батареями центрального отопления, новые владельцы больше самых последних технических новшеств ценят аутентичность и дух дома-памятника.