Дом окнами на Восток
четырехуровневый дом площадью 715 м2 Евгений Окиншевич, Петр Окиншевич Две противоположные темы - Европы и Востока - существующие в диалогическом единстве, деликатно реализованные на уровне цитат в пространстве частного дома
в галерею
Аркаду поддерживают четыре колонны, выполненные по восточным мотивам. Беленые, несколько шероховатые поверхности колонн ощутимо напоминают ослепительные стены домов на тесных азиатских улочках. Белая "шатровая" драпировка легко укрывает эту "территорию" от агрессивного вторжения более "молодой цивилизации" - европейской. "Царство Шахерезады" - единственная точная цитата, не размытая посторонними смыслами. Дальнейшее развитие темы - как в гостиной, так и во всем доме - движется по законам интерпретации: это постмодерная ирония, основанная на тонких аллюзиях, неявных декоративных "ответах" на тему, которую при этом нельзя назвать основной.
Так, в каминной зоне гостиной о присутствии восточной темы сообщают даже не отдельные детали, а их символический смысл. Камин подчеркнуто минималистичен, без лишнего декоративизма, но длинная каминная полка, расположенная низко, почти у пола, - с вкраплениями мозаики, которая здесь, в подмосковном доме, напоминает не о византийской смальте, а именно об эстетике Средней Азии.
Очертания мягкой мебели также способны вызвать в культурной памяти восточные аллюзии: спинки дивана и кресел напоминают о традиционном южном орнаменте.
Гостиная не отделена от зимнего сада: это единое помещение правильной формы. Условной границей является единая композиция - бар, аквариум и водный каскад наподобие "бахчисарайского фонтана". Гостиная - в теплых золотистых тонах (стены цвета зеленого чая, светлый паркет, песочная мебель), а зимний сад - в "зеленовато-полынной" гамме. Примечательно, что цветовая гамма, в которой выполнен зимний сад, частично находит "ответ" и в гостиной, что создает впечатление целостности помещений (несмотря на то, что приемы декорирования - разные). Дополнительным связующим элементом стали светильники. Внушительных размеров люстра над каминной зоной задает тему "тающего льда", продолжение которой мы обнаружим во всех помещениях дома. Прохладный зеленоватый "каскад" наподобие горного водопада воспринимается здесь легко и изящно, не нарушая, а, напротив, поддерживая разговор о естественности и природности бытия.
Cтилистическое и тематическое единство, таким образом, оказывается вполне возможным и даже логичным при такой непростой художественной задаче.
Визуальное "перетекание" пространства, общность материалов, деталей, цвета - таковы главные художественные принципы архитекторов Евгения и Петра Окиншевичей. Витражные окна над восточным диваном выходят в кухню. И в целом космополитичная, "европейски-современная", кухня приобретает недвусмысленный "восточный акцент". Это впечатление усиливает стилизованный светильник над столом, выполненный из того же цветного стекла. Рыжая "седельная" кожа на стульях может трактоваться по-разному: это из разряда тех "амбивалентных" деталей, которые, по замыслу авторов интерьера, способны генерировать разные культурные прочтения.
Второй этаж - царство спален: хозяйская и две гостевые. Причем "царство" почти в буквальном смысле. Потому что хозяйская спальня обладает поистине величием властителя.
Роскошные золотистые покои с огромной кроватью, напоминающей скорее пиршественный шатер, нежели ложе спокойного отдохновения. Матово-прозрачная кисея драпирует кровать со всех сторон, золотисто-шоколадные конусовидные светильники акцентируют торжественность и праздничность этих приватных покоев. Ни одна из деталей не должна остаться "без ответа" - такова главная авторская идея. И прикроватным светильникам вторят настенные бра - не копии, но произведения, выполненные художником опять-таки "по мотивам". "Шатровая" драпировка получает продолжение: над туалетным столиком - обширный полог из той же ткани.
С потаенным золотым роскошеством спальни соперничает убранство столовой. Эта зона собирает воедино все полифоничное звучание разных тем. Все четыре стены - прозрачные. Две из них сообщаются с зимним садом и кухней, две другие ведут прямо на улицу, в сосновый лес. "Технологичная" прозрачная тема уравновешивается чопорной классической мебелью - с торжественной позолотой и чинной осанкой.
Но люстра над солидным овальным столом родственна той, что господствует над каминной зоной в гостиной - матовое голубовато-зеленое стекло. На сей раз - с небрежными, "случайными" мазками "золотой" кистью. Светильник-тетраэдр в углу здесь также выполняет диалогичную роль по отношению к ровным граненым плоскостям бра в спальне.
Даже бассейн в цокольном этаже "многозвучен" в декоративном отношении: окно-витраж "отвечает" окнам-двойникам в гостиной и кухне, фрагментарные мозаичные панно смотрятся здесь, у воды, особенно красноречиво.
Архитекторы были приглашены прежде всего декорировать пространство, но можно сказать, что внутреннее пространство дома перестроено и перепланировано коренным образом. Так, бесполезное чердачное помещение превращено в жилое: третий этаж теперь полностью принадлежит детям. Здесь две детские спальни, детские санузлы и просторная игровая комната.
Таким образом полезная площадь дома увеличилась почти на 100 м2.
Расхожая, но не утратившая своей актуальности истина о том, что "Восток - дело тонкое", реализована в этом доме с подобающей деликатностью и тонким артистизмом. Нигде не довлеющая, присутствующая на уровне нюансов, многозначных цитат, неявных акцентов, восточная тема звучит осязаемо. Но звучит именно потому, что нигде не является единственной, главенствующей.
Чистый стиль - это абстракция. А дом - это чаще всего "схоластическая" реальность. Уверен, что должно быть прежде всего красиво. Все детали обязаны гармонично соединиться в общей теме. И если в процессе работы выясняется, что "развивать", выдерживать стиль - в ущерб красоте, то я скорее откажусь от стиля - в пользу эстетического эффекта".