Дом, построенный в 'эпоху перемен'
загородный дом общей площадью 182 м2 Валерий Лотов, Людмила Резова
в галерею
Архитекторы Людмила Резова и Валерий Лотов, авторы множества реализованных проектов, решились выступить в роли собственных заказчиков: придумать и построить дом для своей семьи. Именно поэтому представляет особый интерес история этого строительства - характерный пример тех трудностей, с которыми еще недавно сталкивалась семья, отважившаяся на столь смелый шаг.
Первой мыслью было просто купить каменный дом в деревне и реконструировать его внутри, не изменяя фасада - чтобы не слишком отличаться от соседей. Но поскольку хотелось иметь нестандартное жилье с учетом собственных вкусов и реальных потребностей, склонились все-таки к постройке своего дома. Что для людей среднего достатка в наших условиях, безусловно, является авантюрой.
Валерию как автору проекта пришлось учитывать особенности участка - узкого, длинного, зажатого с боков соседскими "курятниками", да вдобавок с холмом солидного размера. Из положительных факторов имелись все коммуникации и унаследованная от прежних хозяев живописная круглая беседка из лип, которую непременно хотелось сохранить. Так что дом, вытянутый в плане, требовалось, обогнув беседку, пристроить к холму.
Но главные проблемы возникли с покупкой стройматериалов, которых тогда просто так не продавали, а доставали по знакомству.
Нужные знакомства по счастью нашлись, и в течение трех лет Валерий каждое утро отправлялся на разгрузочную площадку, откуда и прибывали машины с кирпичом, цементом, гравием.
Нанять строителей в конце 80-х - начале 90-х было делом непростым: при слове "строитель" в воображении возникал живописный образ алкоголика, ни к какому труду, требующему умственных затрат, не пригодному. А умственные затраты, учитывая сложность чертежей, как раз и были необходимы. Решение нашлось довольно неожиданное: наняли бригаду физиков - доцентов и профессоров, - которые днем строили дом, а по вечерам писали научные труды. Работали они очень добросовестно, но, за неимением опыта, медленно и не всегда качественно. Однако воспоминания оставили о себе самые теплые, - хозяйка дома даже собиралась усыновить всех 82-х.
Когда строительство было почти завершено, грянули те самые перемены.
Стремительная инфляция. 20 тыс. рублей, заранее отложенные на интерьеры, и поныне надежно хранятся в банке. А для того, чтобы закончить внутреннюю отделку дома, его хозяевам пришлось продать свою квартиру и срочно переселиться в новое жилище, где на бетонных полах уютно громоздились горы стройматериалов.
Конец у истории все-таки счастливый: уже четвертый год, как они живут в собственном доме, который за это время приобрел действительно уютный вид. Снаружи он воспринимается как одноэтажный с мансардой, но внутри мы насчитали целых пять уровней.
Подвал отчасти является технической зоной: в нем расположены ОГВ и кладовые, но также и сауна с комнатой отдыха, и гостевая спальня. Первый этаж представляет собой, за исключением прихожей и постирочной, единое открытое пространство - гостиную, отделенную от кухни лишь шкафом и понижением уровня пола.
Никаких капитальных стен внутри дома не предполагалось, несущую функцию выполняют металлические колонны. Капители этих колонн были нарисованы и собственноручно вылеплены хозяйкой, и относятся к особому, нигде более не представленному, ордеру.
Да и все пространство дома явилось для его создателей своеобразной творческой лабораторией, экспериментальной мастерской, в которой они осваивали самые различные специальности: от шитья занавесок на окна, выполненные также по собственным чертежам - до проектирования камина (складывали его, правда, профессиональные каменщики).
Деревянная винтовая лестница (бригада физиков трудилась над ней целое лето) ведет на второй, мансардный этаж. Организация пространства здесь сочетает достоинства с недостатками.
Чрезмерная дробность планировки обусловлена тем, что каждому из трех членов семьи - Валерию, Людмиле и их дочери, кстати, тоже архитектору, - требовалась собственная спальня и мастерская. При этом одного санузла на три спальни явно недостаточно. Некоторое эстетическое сомнение вызывает и кладовая-гардеробная в качестве центрального помещения на этаже.
Положительные моменты, однако, тоже очевидны: потолок второго этажа совмещен с кровлей, что позволяет создать дополнительный уровень - антресоли, увеличивающие полезную площадь.
На застекленном балконе располагается зимний сад. Связь с природой подчеркивается еще и тем, что искусственные материалы в доме практически отсутствуют. Как дополнительный аргумент в пользу естественности, природности интерьера можно рассматривать недекорированные конструктивные элементы, отделку стен (покраска по штукатурке).
Экологичность - основной принцип, который, по мнению архитекторов, должен лечь в основу жилья нового типа. Вообще же весь дом оставляет ощущение не сложившегося стиля, но его поисков: лепные колонны здесь соседствуют то с кирпичной арочкой, то с деревянными балками перекрытий. Процесс поиска не прекращается и сейчас - то одно, то другое помещение реконструируется, обретая новый облик. Впрочем, "эпохе перемен" тоже пока не видно конца...