Дом-тоннель
дом общей площадью 570 м2 в историческом центре Киева
Рассказывает Игорь Паламарчук, архитектор, один из авторов проекта: "Архитектурное решение во многом обусловлено местом, где находится дом. Это самый центр Киева, Печерск. Дом стоит на крутом холме, с вершины которого открывается потрясающая перспектива на город. Это знаковое для киевлян место, оно издревле было заселено, вокруг известнейшие памятники архитектуры. Северный склон спускается к Днепру, западный обращен к Киево-Печерской лавре, восточный выходит на ботанический сад, в глубине Выдубицкий монастырь. Находясь на вершине, вы, по сути, видите множество куполов, излучину Днепра, и хотелось создать дом, из которого можно было бы созерцать окружающий пейзаж. Отсюда родилась идея дома-тоннеля, с двумя противоположными стеклянными стенами, которые ориентированы на два лучших вида - на Киево-Печерскую лавру и на Днепр. Вся красота открывается лишь с верхних точек, и планировка получилась не совсем традиционной. За счет того, что участок очень узкий, ширина дома ограничилась одиннадцатью, а длина - двадцатью метрами, мы подняли здание вверх на три уровня. Двусветная гостиная с кабинетом расположилась на втором этаже, а спальни опустились на первый уровень, в цокольном этаже бассейн с тренажерным залом. Когда смотришь на здание, то понимаешь, что оно действительно напоминает тоннель: гостиная просматривается насквозь, а со стороны внутреннего фасада виден еще и кабинет, находящийся в бельэтаже. Конструктивно реализовать идею дома-тоннеля было непросто. Большие открытые окна обрамлены мощными арочными рамами. При этом удалось избежать внутренних стен и дополнительных опор, арочная крыша опирается на фасадные продольные стены.
Индустриальная тематика в интерьере неслучайна. Заказчику нравится честный, порой грубоватый дизайн, но для создания настоящего лофта нужна изначально правильная среда - промышленное здание или небольшая фабрика. Этим мы не располагали. И этот интерьер лишь стилизация на тему лофта. Открытые конструкции, окна в пол с тяжелыми рамами, кирпичные стены, каминная полка и лестница из грубого черного металла - это только некоторые характерные лофтовые черты. Чтобы визуально объединить экстерьер и интерьер, мы использовали одни и те же материалы как во внешней, так и во внутренней отделке. Фасады отделаны деревянной рейкой, на полах массив дуба, кирпичная кладка с фасадов "перетекает" внутрь, наружные ограждения сделаны из металла, из него же изготовлены лестница на третий этаж и часть мебели. В оформлении максимально использовались простые материалы - металл, керамика, стекло, если древесина, то только массив (заказчик не приемлет искусственные материалы и даже шпонированные плиты). Вся мебель, за исключением стульев и диванов от BAXTER, а также нескольких знаковых кресел эпохи модернизма, разработана по нашим эскизам. Библиотеку для кабинета сварили из металлической трубы и оформили каркас ореховыми фасадами, по тому же принципу сделаны все столы и шкафы.
В целом интерьер органично связан с архитектурой дома, перетекание фактур, приемов и материалов из экстерьера внутрь входило в наш замысел. Мы стремились создать среду, где контраст разностилевых предметов (антикварного рояля и модернистских кресел, например) подчеркнет динамичность дизайна интерьера и позволит в будущем привносить новые объекты без боязни "развалить" то, что выстроено в жесткой стилистике".
Игорь Паламарчук: "Определить стиль, в котором выполнен интерьер, непросто. Грубая индустриальная отделка, открытые конструкции, окна во всю стену - характерные признаки лофтового дизайна. Между собой же этот стиль мы называли гранжем. В целом идея была простая. Для нас было важно создать, насколько это возможно, интересную архитектуру, не похожую на пряничные домики вокруг, созвучную вкусам заказчика и максимально ориентированную на панораму города и Днепра."