Дом в доме
квартира в Москве Даниил Зейман
в галерею
Заглянем в один из таких "новых домов".
Не секрет, что тем и ценна пустота, что ее можно заполнить. Оказавшись внутри этого дома, первым делом замечаешь как раз наличие пустоты, заполненности пространства воздухом и светом. Здесь легко дышится, появляется ощущение спокойствия, но отнюдь не легковесности.
Представительность гостиной - только отголосок жизни хозяев в обществе. Они не страдают мнимой значимостью.
При всем уважении к "архаике", день сегодняшний для них более важен. Неторопливость, отсутствие суеты, возможность свободно перемещаться или расположиться в достойных интерьера креслах и вести неспешную беседу - таково впечатление от гостиной.
Создавая "новый дом", архитектор как можно полнее использует скрытые возможности старой оболочки.
Видимо, этим и отличается архитектура от декора: она не занимается стилистическим оформлением пожеланий заказчика, а закладывает некие точки отсчета, которые позволят свободно жить в заданной среде.
Экраны-ширмы, вроде бы "плавающие" в пространстве, на самом деле заняли свое и только свое функциональное место. Появление именно этих перегородок продиктовано желанием не мешать проникновению света внутрь дома. Там, где необходимо подчеркнуть линию границы, они стали неотъемлемой частью стен - как в кабинете и в детской комнате для занятий. Показательно, что экраны отсутствуют в автономном месте для гостей, комнате хозяйки и спальне.
По размещению экранов уже можно судить о тех принципах, которыми руководствуется в своей работе архитектор. Занимаясь обновлением "начинки" здания, он строго следит, чтобы акценты были ненавязчивы и абсолютно уместны.
В свете сказанного особенно интересна лестница, без которой в двухуровневой квартире, естественно, не обошлось. Трудно не поддаться искушению сравнить эту связующую ось дома со старым деревом. "Архаичная" форма несущей стены рождает ассоциацию со скульптурным произведением. Ступени, мостки-переходы, лестничные марши образуют сложный "многовековой ствол". В разветвлениях обитаемой "кроны" имеются уютные "гнезда"-спальни. Проемы в стене воспринимаются почти декоративно - как "дупла", в которые можно заглянуть, залезть, спрятаться.
А ведь всем известно, что дупла старых мудрых деревьев всегда несут в себе волшебную тайну. Важно еще и то, что этот почти мифологический "персонаж" составляет неотъемлемую часть квартиры, а не рожден отвлеченно-декоративной фантазией автора проекта. Для ограждения лестничных подъемов-переходов не случайно выбрано стекло - своей "нематериальностью" оно способствует ровному и спокойному "течению" пространства.
Лестница, таким образом, еще и основной символ дома. От корней к кроне - родословное древо - связь поколений - древо жизни... Образ, подкрепленный функциональностью, имеет куда больше шансов на долговечность.
Преодолев восхождение по "непростой" лестнице, оглядимся и, не зная, что находится за дверями, для начала направимся "на свет" - в детскую комнату для занятий. Из нее можно попасть в спальни и ванную.
Отличительная особенность этих интерьеров - мебель, способная легко трансформироваться и "расти". Оно и логично: дети ведь тоже растут.
Вернувшись в холл и пройдя мимо двух подсобных помещений (гардеробной и хозяйственной комнат), почтительно приостанавливаемся у входа в хозяйские покои.
Комната хозяйки и спальня сообщаются сквозь раздвижные двери. Это позволяет при желании получить просторную, буквально пропитанную светом приватную область дома.
Что ж, тема развивается более чем логично: от полумрака корней и ствола - к верхнему ярусу, к солнцу. От прошлого - к побегам нового, к будущему.
Кстати, уже сформировавшееся представление о структуре, идее дома поддержано и расположением светильников. В результате вечерний образ жилища не противоречит дневному. Просто сменилось время суток, но главный закон времени, все порядки, устои остались прежними.
О качестве проведенных в квартире работ можно сказать только, что его не замечаешь. И это несомненное достоинство интерьера. Ведь качество любой среды (в том числе, между прочим, и исторической) определяется ее неперегруженностью, вариабельностью. Главное - внутренний стержень, незыблемая основа основ. Но она, как правило, скрыта от посторонних взоров, даже очень внимательных.
Итак, дом замер в преддверии новой страницы своей истории.
То, что получает заказчик от архитектора, похоже на конспект будущего развернутого летописания.
По-настоящему жилым интерьер становится лишь после того, как в нем освоятся и начнут самостоятельно существовать люди, вещи, настроения, легенды. Этот не-легкий процесс постепенен, сейчас можно лишь прогнозировать, насколько он будет успешным. Успех зависит от того, насколько удалось архитектору уловить характеры, вкусы и предпочтения заказчиков. И еще от того, насколько хозяев порадовали эти догадки автора.