Ей владели внук Николая I и маршал Михаил Тухачевский: новая жизнь исторической квартиры
Декоратор, историк искусств Наталия Елисеева и дизайнер Анна Золотарева создали в петербургской квартире смелый и впечатляющий интерьер в эклектичном стиле, который соединил классическое наследие и современное искусство.
Уникальная квартира находится в самом сердце Петербурга, на Миллионной улице. Жилой служебный корпус Ново-Михайловского дворца архитектора А. И. Штакеншнейдера построен в середине XIX века. Для своего времени дворец был оборудован передовыми технологическими новшествами: электричеством, канализацией, вентиляцией. Просторная квартира с выстроенными анфиладой комнатами принадлежала великому князю Георгию Романову (внуку Николая I), а после революции — маршалу Михаилу Тухачевскому, в гостях у которого бывал и композитор Дмитрий Шостакович.
Потом в квартире часто менялись хозяева, ее разделили на несколько частей, а затем настал период консервации, который сменился новым этапом в истории дома. «С хозяйкой квартиры Анной Амосовой мы встретились благодаря публикации в журнале SALON-interior моего проекта антикварной квартиры на Покровке в Москве. Анна пригласила меня оформить интерьер ее четырехкомнатной квартиры, где предстояло сохранить чудом уцелевшее историческое наследие, при этом создать живой, не музейный интерьер», — рассказывает Наталия Елисеева.
Выбор концепции будущего интерьера остановился на идее парадной городской резиденции для встречи гостей, удобной при этом для повседневной городской жизни. «Мы сохранили не только анфиладный принцип расположения комнат и исходное положение стен, но и стилистическую концепцию исторического ансамбля архитектора, в основе которой лежала модная в середине XIX века эклектика». Каждая комната должна удивлять, оставлять яркое впечатление и иметь свой особенный характер. Авторы и хозяйка квартиры сделали ставку на контраст исторического и современного, классики и ультраактуальных предметов живописи в фигуративном стиле и фотоискусства. За счет этого контраста пространство приобрело свежий, яркий облик, сохранив при этом уникальные образцы исторической отделки.
Например, стены в гостиной обшиты дубовыми панелями, выполненными еще в 1880‑х годах в знаменитой столярной мастерской А. Вунша, а потолок расписан «под дуб» вручную. Эти исторические артефакты соседствуют с лаконичной мебелью и современным искусством — живописью Глеба Богомолова, скульптурами Златы Корниловой. В столовой взгляд сразу привлекают витражи в готическом стиле с геральдическими символами, созданные в 1884 году в легендарной мастерской «Эрленбах и Ко». «Если верить научным источникам, витражи были в нескольких комнатах в виде внутренних ставен с подсветкой, но до наших дней они сохранились только в одной комнате», — говорит хозяйка квартиры.
Еще одно сокровище столовой — действующая изразцовая печь насыщенного зеленого цвета. По контрасту с ней подобраны обои из искусственной замши глубокого винного оттенка. Выбор их неслучаен: во время подготовительных работ на стенах столовой нашли фрагмент оригинальных обоев именно такого цвета, но выполненных тогда в бархате. Камерное и исторически выверенное пространство столовой дополняют антикварные мебельные находки — английские стулья, парадное французское зеркало. За контраст и свежий современный взгляд отвечает масштабная работа Кирилла Челушкина, «Человек, который познал пределы собственных возможностей». Именно эта картина была приобретена самой первой, а ее настроение задало тему всему интерьеру. Еще один важный мотив в выборе предметов искусства — история самой квартиры и ее прежних хозяев и гостей. Стены гостиной украсили копии барельефов Парфенона «Битва лапифов и кентавров», а в память о визите в квартиру Дмитрия Шостаковича здесь появился рояль.
«Надо сказать, что работа со старым фондом в Петербурге всегда очень сложная. Найти заказчика, который столь чутко и с такой заинтересованностью относится к историческому наследию — большая удача. В нашем случае хозяйка квартиры Анна Амосова активно участвовала в каждом этапе работ и сейчас открыто показывает получившийся результат. На этапе реализации проекта к нам присоединилась дизайнер Анна Золотарева. Для нашей команды интересен был вызов найти по всему миру не только подходящие этому пространству антикварные предметы, но и образцы современного искусства коллекционного уровня. Отдельная благодарность на начальном этапе работы дизайнерам Юле Денискевич, Юле Ермаковой и архитектору Михаилу Плехову», — резюмирует Наталия.
Удобный, многозадачный, надежный, стильный — таким представляется современный пылесос. А если к этому добавляются инновационные технологии — то это новый пылесос от Dreame.