Королевство Бельгии в Москве
Типичный образец московского ампира - элегантный особняк 1911 года, уютно расположившийся в одном из двориков Хлебного переулка
в галерею
Проект был сделан популярным московским архитектором Борисом Михайловичем Великовским. Архитектору вовсе не хотелось копировать Бове, но тем не менее пришлось. И он ограничился лишь проектом.
А строительство в 1911 году осуществил гражданский инженер Алексей Николаевич Милюков. И что интересно: несмотря на споры и разногласия, особняк, по отзывам искусствоведов, получился необычайно изящным и привлекательным - настоящая московская усадьба! Еще более точно указывает на это ампирный портик, составленный из восьми парных ионических колонн. Над карнизом - полукруглое окно в широкой раме, покрытой классическим орнаментом, а еще выше - легкий треугольник фронтона.
К низкой решетке, ограждающей окно, прикреплен флагшток со штандартом Королевства Бельгии, наглядно говорящий о том, кто ныне является хозяином особняка. Не так давно в нем была произведена реставрация.
"По иронии судьбы, - говорит посол Королевства Бельгии в России г-н Андре Мернье, - в Брюсселе мы живем в доме, построенном примерно в то же время, что и этот. Но только наш дом после войны был значительно перестроен. А этот блистает своей первозданной красотой - почти в том виде, каким его хотел видеть купец Грибов. Я очень симпатизирую львам, что стерегут вход. В Брюсселе много этих царственных зверей. Это неудивительно, ведь эмблема Бельгии - лев".
Обширный холл выдержан в теплом кремово-бежевом колорите. Потолок, разделенный балками и покрытый кессонами, поддерживают высокие квадратные колонны. Над капителями в больших овальных медальонах изображены античные грации. Стены увиты тонкими гирляндами, которые венчают изящные вазоны. На круглых столиках (справа и слева от входа) - большие настольные лампы в китайском духе и множество фотографий коронованных особ Бельгии. Налево из холла - приемный зал с хорошо сохранившимся декором. Бледно-голубые стены обрамлены пилястрами. Над ними - великолепные рельефы ваз с цветами, соединенные гирляндами. И группы очаровательных играющих младенцев. Между пилястрами - медальоны (как в холле) с танцующими грациями. Поэтика напоминает не о торжественно-воинственном ампире, что мы видели снаружи особняка, а скорее о традициях русского классицизма с его пристрастиями к античной образности. Портреты бельгийских королей и гвардейцев придают зале некую державность. Однако ее "смягчают" прекрасные пейзажи и натюрморты, проделавшие длинный путь из Брюсселя в Москву.
Ощущение чувственной неги усиливают кариатиды, нашедшие вечный приют в небольшой полукруглой комнате за залой, бывшей когда-то будуаром. Но достаточно пройти из зала через небольшой коридор - и вы уже в другой эпохе. Ибо попадаете в парадную столовую, оформленную в духе русского модерна: простой белый потолок с "розеткой" для люстры; стены, обшитые деревянными панелями. На одном из столов у окна - настоящий русский самовар.
Следующая комната - малая гостиная с очень большим, во всю стену, окном. Кстати, это характерная деталь архитектуры в стиле модерн.
У окна - старинная китайская клетка для птиц. В комнатах вообще много восточных вещиц, привезенных из стран, где работал г-н Мернье. Его собственность составляет и коллекция географических карт, выполненная в технике акварели и графики.
Планировка второго этажа имеет вполне современную концепцию: спальни расположены вокруг центрального холла, освещенного большим окном и стеклянным потолочным фонарем со сложным переплетением тонких тяг.
Холл выполняет сразу три функции: кабинета, библиотеки и гостиной. Мягкие диваны, кресла и уютная оттоманка располагают к приятной праздности во время вечернего музицирования - сразу видно, что кабинетным роялем, стоящим у окна, пользуются часто... Интересно, какая музыка здесь звучит чаще - классика или модерн? Впрочем, это не столь важно. Многоликое художественное пространство, которое являет собой дом Грибова, в равной мере отвечает любой музыкальной эпохе.