Королевство Бельгии в Москве

Типичный образец московского ампира - элегантный особняк 1911 года, уютно расположившийся в одном из двориков Хлебного переулка

Дата публикации: 20.06.2001

Фото: Алексей Князев

Текст: Татьяна Константинова

Журнал: N4 (60) 2002

Элегантный особняк, уютно расположившийся в одном из двориков Хлебного переулка, - типичный образец московского ампира. Хотя само здание построено в эпоху расцвета модерна. Этот парадокс объясняется довольно забавными обстоятельствами. Купец первой гильдии Владимир Назарович Грибов во что бы то ни стало хотел сдержать неумолимый ход истории. Поскольку принадлежал к старинной купеческой семье, где уважали традиции. И, прогуливаясь по Москве, обожал рассматривать старинные дома. Больше других ему нравился шедевр знаменитого Бове, возведенный в 1817 году для князя Гагарина на Новинском бульваре. Грибов захотел точно такой же.

Проект был сделан популярным московским архитектором Борисом Михайловичем Великовским. Архитектору вовсе не хотелось копировать Бове, но тем не менее пришлось. И он ограничился лишь проектом.
А строительство в 1911 году осуществил гражданский инженер Алексей Николаевич Милюков. И что интересно: несмотря на споры и разногласия, особняк, по отзывам искусствоведов, получился необычайно изящным и привлекательным - настоящая московская усадьба! Еще более точно указывает на это ампирный портик, составленный из восьми парных ионических колонн. Над карнизом - полукруглое окно в широкой раме, покрытой классическим орнаментом, а еще выше - легкий треугольник фронтона.

К низкой решетке, ограждающей окно, прикреплен флагшток со штандартом Королевства Бельгии, наглядно говорящий о том, кто ныне является хозяином особняка. Не так давно в нем была произведена реставрация.
"По иронии судьбы, - говорит посол Королевства Бельгии в России г-н Андре Мернье, - в Брюсселе мы живем в доме, построенном примерно в то же время, что и этот. Но только наш дом после войны был значительно перестроен. А этот блистает своей первозданной красотой - почти в том виде, каким его хотел видеть купец Грибов. Я очень симпатизирую львам, что стерегут вход. В Брюсселе много этих царственных зверей. Это неудивительно, ведь эмблема Бельгии - лев".
Обширный холл выдержан в теплом кремово-бежевом колорите. Потолок, разделенный балками и покрытый кессонами, поддерживают высокие квадратные колонны. Над капителями в больших овальных медальонах изображены античные грации. Стены увиты тонкими гирляндами, которые венчают изящные вазоны. На круглых столиках (справа и слева от входа) - большие настольные лампы в китайском духе и множество фотографий коронованных особ Бельгии. Налево из холла - приемный зал с хорошо сохранившимся декором. Бледно-голубые стены обрамлены пилястрами. Над ними - великолепные рельефы ваз с цветами, соединенные гирляндами. И группы очаровательных играющих младенцев. Между пилястрами - медальоны (как в холле) с танцующими грациями. Поэтика напоминает не о торжественно-воинственном ампире, что мы видели снаружи особняка, а скорее о традициях русского классицизма с его пристрастиями к античной образности. Портреты бельгийских королей и гвардейцев придают зале некую державность. Однако ее "смягчают" прекрасные пейзажи и натюрморты, проделавшие длинный путь из Брюсселя в Москву.
Ощущение чувственной неги усиливают кариатиды, нашедшие вечный приют в небольшой полукруглой комнате за залой, бывшей когда-то будуаром. Но достаточно пройти из зала через небольшой коридор - и вы уже в другой эпохе. Ибо попадаете в парадную столовую, оформленную в духе русского модерна: простой белый потолок с "розеткой" для люстры; стены, обшитые деревянными панелями. На одном из столов у окна - настоящий русский самовар.

Следующая комната - малая гостиная с очень большим, во всю стену, окном. Кстати, это характерная деталь архитектуры в стиле модерн.
У окна - старинная китайская клетка для птиц. В комнатах вообще много восточных вещиц, привезенных из стран, где работал г-н Мернье. Его собственность составляет и коллекция географических карт, выполненная в технике акварели и графики.

Планировка второго этажа имеет вполне современную концепцию: спальни расположены вокруг центрального холла, освещенного большим окном и стеклянным потолочным фонарем со сложным переплетением тонких тяг.

Холл выполняет сразу три функции: кабинета, библиотеки и гостиной. Мягкие диваны, кресла и уютная оттоманка располагают к приятной праздности во время вечернего музицирования - сразу видно, что кабинетным роялем, стоящим у окна, пользуются часто... Интересно, какая музыка здесь звучит чаще - классика или модерн? Впрочем, это не столь важно. Многоликое художественное пространство, которое являет собой дом Грибова, в равной мере отвечает любой музыкальной эпохе.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости

Ошибки в оформлении гостиной: 5 мнений дизайнеров

Скучная цветовая палитра, расстановка мебели вдоль стен, минимум сценариев освещения и другие частые ошибки в дизайне гостиной.

#Интерьер #Гостиные