Лабиринт отражений

Зеркала в интерьере: пространственные метаморфозы, игра с ритмом и масштабом

Ведущая рубрики: Елена Притула

Журнал: N4 (60) 2002

Пока художественные критики рассуждают о том, как парадоксален мир в зеркальном отражении, сами зеркала уверенно обживают наше жизненное пространство. Настолько уверенно, что они давно сопровождают нас повсюду - от миниатюрного зеркальца в дамской сумочке до гигантских зеркальных поверхностей в урбанистических интерьерах. В этом тотальном присутствии есть не только красота, но и опасность: ведь еще древние предупреждали, что в зеркальных лабиринтах легко потеряться... В предметном мире зеркало всегда существовало в двух измерениях. Первое связано с непосредственным, обыденным понятием зеркала, с его практическим применением. Второе "назначение" зеркала - создавать иллюзорные эффекты.
В этой замене реального ирреальным, в игре настоящего и мнимого таится опасность потерять привычную систему координат. Но как притягательна эта игра с собственным сознанием и воображением! Не случайно во все времена считалось, что "зазеркалье", где все возникает в обратной перспективе, является символом жизни сверхъестественной: через отражение в зеркале происходило (и продолжает происходить сегодня) освоение внешнего мира. В древнекитайских живописных свитках, например, пейзаж не мог считаться совершенным, если он не отражался в перевернутом виде в "зеркале" воды... У одних народов зеркала считались миниатюрной моделью Вселенной, у других - "светлой" душой человека, в противоположность "темной" душе, представленной тенью. Во многих культурах зеркало символизировало небесный свод или уподоблялось солнцу, а блеску зеркала приписывалась способность отгонять злых духов.
Особенно устойчивы были представления о том, что с помощью зеркал, водной поверхности или стеклянных сфер можно вызывать образные галлюцинации, и эксперименты начались на самом раннем этапе истории зеркала.

Первые зеркала стали делать из полированного металла - бронзы или серебра. Это были ручные или стоящие зеркала, украшенные гравировкой в виде фигур и орнаментов. Позднее, в XI веке, появились зеркала из стекла: сначала, в XII-XIII веках, стеклом покрывали полированную пластинку из свинцового сплава, который в XIV веке заменили оловянной амальгамой. А вот серебро используется в качестве металлической основы под стекло только начиная с XIX века.
Впрочем, парадоксальность зеркала, тянущийся за ним шлейф магически-оккультных представлений и всевозможные странности вроде выпукло-вогнутых зеркал только усиливают интерес. Спектр приемов, которыми пользуются дизайнеры, работающие с зеркалами, необычайно широк. Во-первых, это удвоение пространства и объектов, и прежде всего самого человека. В этом присутствует некая императивность: если есть зеркало, вам непременно захочется туда взглянуть, а заодно увидеть "проявляющийся" там мир объектов. Удваивая пространство, зеркала, естественно, расширяют его. Наконец, при помощи зеркал пространство можно искривить, сделав практически неузнаваемым. О смысле подобных пространственных метаморфоз можно рассуждать бесконечно - важно в лабиринтах интеллектуально-зеркальных отражений найти в конце концов собственное "я"...

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Квартира на Новом Арбате в духе люксового отеля

Этот интерьер архитекторы Наталья Алексенко и Александр Михайлик оформили в духе дорогого, респектабельного отеля.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

36 интерьерных новинок с осенней сессии Maison&Objet-2018

В сентябре состоялась осенняя сессия парижской выставки Maison&Objet. Главные тренды и новинки — в нашем обзоре.

#Вещи

10 новинок для интерьера в модной сине-зелёной гамме

Модное сочетание — ярко-синий, или ультрамарин, и травянисто-зелёный. Используем в интерьере как цвета — компаньоны!

#Вещи

Игра: Найдите вещь российского дизайнера

Давайте проверим ваши познания в отечественном предметном дизайне!

#Вещи