Легким почерком
двухуровневая квартира (205 м2) в Санкт-Петербурге Ирина Ильенкова
в галерею
Поэтому когда среди мрачноватых исполинов вдруг вырастает компактный четырехэтажный домик солнечно-желтого цвета с яркими синими рамами, возникает полная иллюзия того, что это веселое строение по ошибке попало сюда из какого-то другого города.
Квартира занимает в доме два последних этажа - собственно четвертый этаж и мансарду. Первоначальная планировка была полностью изменена: все внутренние перегородки убрали, в квартире возвели только самые необходимые стены, большую часть дверей заменили открытыми проемами. Обилие воздуха и света, сдержанные пастельные тона - именно таким виделся будущий интерьер архитектору и заказчику.
Вид на гостиную первого этажа открывается из компактной прихожей, выдержанной в спокойной серебристо-серой гамме. Через высокий, квадратного сечения проем просматривается часть комнаты: угол дивана, камин, изящный светильник. Для того чтобы слегка изменить визуальные масштабы прихожей и сделать в помещении дополнительный декоративный акцент, на стене у самого входа в гостиную поместили большое зеркало.
Входя в дом, вы невольно задерживаетесь в этой точке пространства, прежде чем проследовать далее.
Интерьер гостиной выполнен в лаконичном минималистическом ключе. Особая часть гостиной - небольшой зимний садик, располагающий к уединению. Эта территория возникла благодаря фрагменту балкона, который присоединили к основному помещению. Противоположную от зимнего сада стену "держит" внушительных размеров камин. При создании очага архитектору удалось добиться удивительного эффекта: на первый взгляд кажется, что каминная плита парит в воздухе, она не крепится ни к стене, ни к полу. (На самом деле плита базируется непосредственно на топке камина.) Дело в том, что боковые стенки топки снабжены дополнительной подсветкой, и стена, расположенная за камином, освещается "теплыми" мерцающими "отблесками огня", тогда как в действительности это искусная имитация.
Вообще свету в квартире принадлежит особая роль. Архитектор отмечает, что освещение едва ли не главный "аксессуар" данного интерьера: когда все светильники, торшеры, бра заняли надлежащие места, выяснилось, что пространство вполне самодостаточно. Так, например, торцевая стена холла обыграна двумя мощными потоками света (оригинальные светильники расположены в вертикальных нишах по бокам). Первоначально планировалось дополнить эту композицию графикой, однако когда закончили установку освещения, оказалось, что это будет лишним.
На второй этаж предлагает подняться деревянная лестница. Здесь подсветка также играет не последнюю роль: узкие вертикальные светильники, напоминающие окна в башнях средневековых замков, создают романтический настрой. Торцевая стена второго этажа дома обрамлена небольшим водопадом.
По стенке, выложенной мелкой плиткой с включениями смальты, сбегает журчащая "речка". Широкие двери справа ведут в кабинет, откуда также виден живописный водопад. Слева от площадки с водопадом расположена спальня хозяев и ванная комната.
Высота потолка на втором этаже в местах соединения ската крыши и стен составляет не более 80 см. Для того чтобы использовать эту площадь, с одного торца (в спальне) устроена гардеробная, а с другого - кладовая, примыкающая к ванной комнате.
Как известно, пространство, освещаемое верхними мансардными окнами, наиболее ярко "звучит" при синем сумеречном свете, когда еще не темно, но уже включается искусственное освещение. Ротанговые панели, фактурные шероховатые обои приобретают мягкий теплый оттенок, а обтекаемой формы светильники превращаются в изумительных тропических рыб, медленно проплывающих в морских глубинах.
"Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Петербург - особенный город... с чувством собственного достоинства. Когда живешь в такой атмосфере, начинаешь тоньше чувствовать нюансы, градации цвета, более скрупулезно относиться к пропорциям и деталям. В большинстве моих интерьеров явственно звучат настроения города: пастельные тона, некая акварельная "размытость", сдержанность и романтичность".