Магия традиций
четырехуровневый особняк площадью 770 м2 Нина Прудникова Интерьер дома, решенный в духе "старой доброй Англии". Монументальность и солидность и отделки, и мебели выгодно контрастируют с изысканной небрежностью аксессуаров
в галерею
Внутреннее пространство поражает размерами: снаружи трудно было предположить, что интерьеры окажутся такими просторными.
Пройдя большую прихожую (по современным понятиям, ее можно было бы смело назвать "холлом"), попадаешь в огромную гостиную под стать залу старинного замка где-нибудь на берегах Твида. Ассоциация не случайна: уютная "шотландка" на креслах придает мягкий уют парадной торжественности эркера - обеденной зоны. Вообще декоративные возможности клетчатых тканей, а также деревянных "плетеных" панелей многократно обыграны в разных помещениях. Есть "следы" давних времен: "старинные" кирпичные стены в торцах правого крыла и большой камин (на самом деле они облицованы плиткой). А из таинственного сумрака необычайно высокого потока над правым крылом (8,5 м в самой высокой точке) подсветка выхватывает мощные очертания традиционной балочной композиции.
В целом же обстановка гостиной, сгруппированная в несколько зон, как и большая часть интерьеров, решена в духе "старой доброй Англии". Монументальность и солидность и отделки, и мебели из массива дуба выгодно контрастируют с изысканной небрежностью аксессуаров.
Все выглядит так, как если бы предметный мир заполнял это "родовое гнездо" постепенно, по мере смены поколений и вкусов. Самые, казалось бы, разнородные вещи легко уживаются рядом друг с другом, объединяясь в живописные композиции. В них "чиппендейловские" кресла соседствуют с китайскими чайными столиками, а непальская курильница или причудливая раковина с берегов Яванского моря выглядят столь же естественно, как охотничьи трофеи над камином или рисунок Дюрера на стене кухни. Именно такая эстетика, по мнению архитектора Нины Прудниковой, характерна для многих интерьеров Британии. Ведь англичанам, страстным путешественникам и традиционалистам, присуще умение создавать в своих жилищах своего рода универсальную модель мира. В ней свободно сочетаются черты бережно хранимых родовых традиций и следы других цивилизаций. Благодаря этому сочетанию "самодостаточности" и принципиальной незавершенности такая обстановка практически не приедается, как и знаменитый английский парк.
По левую сторону от холла, за кухней, на широких подоконниках и различных ступеньках и уступах, отделанных каменной плиткой, раскинулся зимний сад. Благодаря огромным окнам все купается в ярких лучах солнца, так что хочется задержаться подольше среди этих "джунглей", разглядывая заморские диковинки. А для большего комфорта здесь предусмотрена еще одна, "камерная", столовая зона. Интересная деталь: массивные оконные переплеты пронизывает тонкая сетка диагональных тяг "под старину".
Кстати, это помещение было добавлено архитектором уже после возведения основной постройки.
Надо признать, что снаружи фасад зимнего сада выглядит гораздо более выигрышно по сравнению с остальным домом, напоминая функциональную эстетику архитектурных работ Райта.
Массивная деревянная лестница, ведущая на второй этаж, обозначает границу между двумя его "половинами": "детской" - и приватной зоной хозяев. Аранжировка просторных комнат сына и дочери оставляет впечатление безмятежной легкости и нарядной строгости по сравнению с декоративной сочностью "взрослых" интерьеров. Забота о комфорте заметна не только в подборе мебели и деталей. У каждого младшего члена семьи своя туалетная комната, еще одна умывальная - в глубине "взрослой половины".
Расположенные чередой курительная, спальня и кабинет не образуют, однако, утомительной анфилады, так что через дверные проемы соседние интерьеры предстают в живописных ракурсах. Все комнаты оформлены в духе прерафаэлитов и английского модерна. Особенно примечателен интерьер спальни.
Выразительную рукотворность английской кровати из резного дуба и парного к ней массивного напольного ларя дополняют резные панели стен, создавая монументальную симметрию. Высокое окно завешено шторами в форме треугольных флагов с длинными, спускающимися по краям лентами. Тканям уделено особое внимание: их разнообразие сулит богатство тактильных впечатлений, столь ценное для комфортного отдыха. Восточные покрывала и подушки, гобелен с галантными сценами на стене кабинета во вкусе готических шпалер У. Морриса расставляют последние акценты.
И на память невольно приходят артистичные описания коллекции тканей Дориана Грея, где у каждого предмета оказывалась своя необычная история.
Совершенно иное настроение у интерьеров третьего этажа, оформленного в расчете на юных гостей. Всюду витает аромат парижской жизни 30-х годов. Графичной стильности и простоте обстановки соответствует сливочно-белый и серовато-бежевый колорит, по стенам развешаны черно-белые фотографии и модернистская графика, в том числе "корриды" Пикассо. Даже традиционная балочная композиция благодаря белому цвету напоминает скорее концептуальную инсталляцию.
В определенных ракурсах на ней заметны изящные тросы, придающие всей конструкции сходство с парусной оснасткой. Все нехарактерные для старинного особняка "затеи" размещены в интерьерах цокольного этажа. Во-первых, это сауна, все помещения при которой оформлены в благородной темно-зеленой и белой цветовой гамме.
С особой тщательностью подбиралась обстановка для комнаты отдыха, напоминающая скорее артистическую гостиную, чем комнату утилитарного назначения. Здесь нельзя не согласиться с тем, что "бог живет в деталях". Например, таких, как эмалевые украшения на светильниках и кованых спинках стульев и дивана. Или воздушная резьба круглой каменной столешницы, к которой специально подбирался чайный сервиз.
Другую половину занимает американский "салун", дальний конец которого оформлен в виде лондонского паба.
В "салун" можно попасть через самые что ни на есть подлинные распашные двери с "плетенкой", точно такие, как в классических американских вестернах. На самом деле это бильярдная, и зеленый абажур над столом также традиционен для подобных помещений. Ну, а после удачно сыгранной партии можно посидеть в уютном "пабе" - его колорит поможет мысленно перенестись на Dean или Frith в Сохо. Правда, в тамошних кабачках вряд ли удастся сыскать столь великолепный диван, чья высокая деревянная спинка с виртуозной "плетенкой" восходит к готической традиции, а комфортные сиденья, обитые кожей, - к современной эргономике. И, разумеется, там вряд ли обнаружится такая впечатляющая архитектурными пропорциями барная стойка, в отделке которой использована фарфоровая расписная плитка...
Когда покидаешь этот большой и такой гостеприимный дом, кажется, что знаешь его очень давно. Может быть, все дело в литературе. Или в том, что где-то в уголках нашего "я" живет архетип дома, очень похожего на этот. Дома, историю которого хочется перелистывать как любимую старую книгу.