Марсель Вандерс: консервативный революционер
Эпатажное творчество харизматичного голландца ассоциируется с пощёчиной респектабельности. А между тем, оказывается, он стоит на позициях вечных ценностей
в галерею
Марселя Вандерса считают ниспровергателем устоев, однако разговор с нами дизайнер начинает с фразы: «Я не революционер, я за поступательное развитие и сохранение традиций. Но не нужно мумифицировать прошлое!»
Новые светильники, которые Марсель, спроектировал для венецианской мануфактуры Barovier & Toso, иллюстрируют эту концепцию. Настольные лампы, торшеры и бра из коллекции Perseus выполнены в различных техниках, которые стеклодувы используют уже больше пятисот лет (например, рельефное стекло балотон). В то же время изделиям придана постмодернистская форма, характеризующая фирменный стиль Вандерса.
«Мы ввели нашу любимую деталь — белые колокольчики, — говорит дизайнер, — стремясь продемонстрировать, как важно быть несерьёзным». 2017-й также запомнится проектами Вандерса для LV, FIAM Italia и собственного бренда Moooi.
«Я не люблю слово «тренд», оно предполагает нечто сиюминутное, а мне хотелось бы замахнуться на вечность»
Нужно уметь расставлять приоритеты: одежду мы меняем чаще, чем обои, интерьер живёт годами, — поясняет он. — Создавая предметы интерьера, нужно отталкиваться от термина «время», а не от понятия «мгновение». Я хочу, чтобы, глядя на мои вещи, вы не могли их датировать, чтобы их нельзя было отнести к 1970-м или 1990-м. Если вещь не будет вызывающе, категорично новой, то она никогда не устареет».
«К тому же приоритеты со временем меняются, — продолжает он. — Раньше мной владело желание выделяться. Любой ценой, во что бы то ни стало быть другим, ни на кого непохожим. Я изобретал свой стиль и любил о нём поговорить. И как же сейчас я от этого далёк. Может быть, конечно, потому, что как дизайнер я состоялся. Теперь хочется пофилософствовать, внести свой вклад в глобальную историю человечества».
Дочь Вандреса, уже студентка, изучает вопросы экологии. Скоро таким миллениалам придётся спасать загрязнённую планету от гибели. На Вандерса увлечения дочери произвели такое впечатление, что он создал кислородную маску, чтобы было чем дышать, когда воздух кончится. Пока можно использовать во время езды по городу на велосипеде, например.
А один из его самых масштабных проектов последних лет – оформление графикой подарочного издания с шедеврами Рейксмузеума в Амстердаме. Вклад в общечеловеческую историю, похоже, и правда состоялся.