Неоклассика на Новой Басманной
квартира общей площадью 124 м2 (Москва) Сергей Комлач, Александр Щербаков, Дмитрий Миронов, Кирилл Марковский
в галерею
Сергей Комлач: О том, насколько это характерно для Европы или Америки, судить не берусь. Думаю, для европейского сознания классика - это не столько увлечение стилем или стилями давно ушедших эпох, сколько образ жизни. Жизни в фамильных домах, наследственных усадьбах и даже купленных старинных виллах. Там это пусть не частое, но встречающееся явление. Что в Англии, что в Италии, Франции - да практически во всех цивилизованных странах, особенно тех, которые меньше пострадали во Вторую мировую. Наверное, отчасти неоклассика (давайте говорить корректно) в России - это ностальгия по утраченному. Как раз по тому, чего в Европе в достатке есть. Видите, даже совсем молодые люди иногда стремятся к респектабельности именно в неоклассической трактовке. Это прекрасная иллюзия родового гнезда, наследства - такого дома, который дети уж точно будут воспринимать как семейную легенду, усадьбу. Пусть это в каком-то смысле театрализация, но на многих людей такой интерьер действует благотворно, успокаивающе, символизирует прочность семейных устоев, культурные традиции, наконец. Что тоже в конечном итоге важно.
Дмитрий Миронов: Мне кажется, что функциональный, прагматичный подход к выбору неоклассики тоже присутствует. Во-первых, заказчики таким образом "прогнозируют" долговечность интерьера: ему не грозит выйти из моды, он предсказуем, надежен в эстетическом отношении. Во-вторых, сами технологии отделки и декоративных работ предполагают расчет на века. По сути дела, мрамор или добротный наборный паркет, положенный по выдержанной технологии, - вещи вечные. Практично, с этим трудно не согласиться, так что в таком подходе есть резон.
S: Обычная проблема при создании неоклассического интерьера в масштабах квартиры - как раз-таки "немасштабность", камерность пространства. Вряд ли возможен, пусть даже в миниатюре, усадебный стиль в городской многоэтажке...
С.К: Усадьба в полном смысле этого слова, конечно, нет. Но дух, атмосфера, узнаваемые черты, определенные ощущения - пожалуй, ответ положительный: возможны. Ведь что самое ценное в стилях, "проверенных временем", как часто (и совершенно справедливо) характеризуют стили, восходящие к античности? Это чистое удовольствие. Секрет в том, что это даже не эстетическое удовольствие - красота, так сказать. А идеально выверенные пропорции - то, что не видно глазу. Гармония пропорций рождает удивительно комфортное ощущение пространства. И в этом интерьере мы действовали точно так, прямо как по учебнику классической архитектуры. Поэтому важен не столько метраж как таковой, а грамотный подход к тому, как вписать классические пропорции в 120-метровую площадь квартиры с трехметровыми потолками. Опять же - и это возможно. Даже в таких недворцовых условиях.
Д.М.: Еще один важный момент - натуральные материалы. Мрамор (колонны, пол), дерево (наборный паркет, мебель) - все это важно: в окружении природных материалов и естественных цветов человеку живется "теплее", т.е. лучше и легче, чем среди "холодных" металла и стекла и "синтетической" цветовой гаммы. А что касается декора, то, по неоклассической "логике", здесь много смешений. В наше время это совершенно нормальная вещь: так, вы можете видеть в этом интерьере и древнегреческие орнаменты, и гораздо более поздние с исторической точки зрения рисунки лепнины, и тосканский ордер, и косвенные отсылки к эпохе Возрождения (деревянная мебель), и связь с русской традицией XIX века, и т.д.
S: А как классическая "философия" пространства отразилась на планировке?
Д.М.: Расположение помещений соответствует классическим представлениям о доме: осевая композиция, во-первых, распределяет пространство по функциям (гостиная, столовая, спальня и т.д.), а во-вторых, организует помещения вдоль анфилады - логического и эмоционального центра. Это удобно и красиво.
"Нам хотелось в центре Москвы создать уголок, в котором человек мог бы возвратиться к природным истокам. Никаких углов. Только природные материалы и натуральные цвета. Архитектурное решение было подсказано проектируемым пространством. Внутри квадрата - разомкнутые волнообразные линии как идея бесконечного движения волн".