Незолотая старина
квартира общей площадью 100 м2 Варвара Зеленецкая
в галерею
Уже вначале решено было отказаться от слишком замысловатых декоративных форм (которых в модерне предостаточно). Поэтому, работая над проектом, мы с моим коллегой отталкивались от самых сдержанных разновидностей стиля. Например, строгий, графического характера декор на фоне светлых стен - мотив, позаимствованный у Макинтоша, наиболее рационального из всех "модерновых" архитекторов. Что касается арок специфической, чуть приплюснутой формы и высокого карниза в гостиной, то здесь многие узнают цитату из Ван де Велде.
В рисунке витражей и стен присутствует характерный для модерна растительный орнамент, но он нигде не становится слишком "буйным". Все сведено к неяркому, сделанному буквально в одну линию рисунку. Тонкие тональные градации светлых стен (от слоновой кости до светлой охры), легкая игра светотени за счет сочетания разных фактур (например, гладкие окрашенные стены, а рядом чуть шероховатая поверхность обоев почти того же цвета) придают интерьеру бархатистость, "муаровость", оттенок немного увядшей, пожелтевшей, выражаясь словами Гумилева, "незолотой старины". К слову сказать, следуя заданному стилю (и желанию заказчиков), я действительно нигде не использовала позолоту или имитацию золота. Фурнитура, светильники, аксессуары - все в медно-латунных тонах с налетом благородной патины.
В итоге, пройдя путь от общей концепции до разработки мельчайших деталей, кажется, удалось создать не музейный, а живой интерьер. И здесь большую роль сыграли хозяева квартиры, стремившиеся сделать стиль начала века не просто эффектной декорацией, а в известной степени стилем собственной жизни.
"Хотелось не просто использовать элементы модерна, но создать такой интерьер, в котором все, вплоть до картин на стенах и столовых приборов, отвечало бы заданной эстетике, где старинные предметы не стеснялись бы своего возраста, а современные уважительно заняли место во втором ряду".