Ора Ито

Дизайнер-пират и хулиган от искусства недавно побывал в России

Дата публикации 10.01.2008

Материал подготовила: Марина Волкова

Журнал: N10 (121) 2007

Виртуальный пират, хулиган от искусства, дизайнер-хакер Ора Ито, ворвавшийся в конце 90-х в мир дизайнерского мейнстрима, недавно приезжал в Россию. На этот раз для того, чтобы на дизайнерской вечеринке выступить в качестве диджея, но это уже другая история…

Небольшого роста, подвижный молодой человек, он постоянно жестикулирует, много смеется, еще больше говорит. Он перемещается с места на место за считанную долю секунды, и если поначалу за ним трудно уследить, то скоро привыкаешь и включаешься в этот напряженный ритм. И тогда начинает казаться, что тишина и покой - это миф, детская сказка.

Его карьера началась с повестки в суд и последовавшей за ней персональной выставки в Лувре. В 21 год он придумал вещи для знаменитых брендов - LOUIS VUITTON, MACINTOSH, BIC, NIKE и др., только вещи эти были виртуальными, он размещал их в Интернете на своем сайте. Правда, без ведома самих компаний. Предметы отличались необычным, даже странным, но, безусловно, привлекательным дизайном. Их сразу заметили, и на компании посыпались заказы. А там никто не в курсе… В общем, дело могло дойти до суда. Но история неожиданно приобрела совершенно иной поворот: хулиганская идея привлекла внимание руководства одного из крупнейших музеев мира - Лувр предложил Ора Ито сделать персональную выставку. Иски отозвали, а крупнейшие мировые бренды пригласили дизайнера на работу. Казалось бы, предел мечтаний, но нет - Ора Ито отказывается со словами: "Я больше чем просто дизайнер!" И создает свое дизайнерское бюро.

Он таков во всем. Учился, не доучился (Ecole de création et de design) - так хотелось начать воплощать свои идеи в жизнь, а не изучать чужие. Он делает пивные бутылки (для компании HEINEKEN, и в 2002-м получил премию "Лучший дизайн упаковки"), флаконы для духов спортмарок (ADIDAS), автомобильные шоу-румы (TOYOTA) и мечтает о дизайне кораблей. На сегодняшний день Ора Ито замечен в сотрудничестве со SWATCH, RENAULT, CAPPELLINI, TOYOTA, CHRISTOFLE, L’OREAL, LEVI’S, SAGEM, NIKE, GUERLAIN, DAVIDOFF, DANONE, MAGIS, ZANOTTA, B & B ITALIA, ARTEMIDE...

В этом году дизайнер сам представлял в Милане свои работы для мебельной марки FRIGHETTO. Самое интересное, безусловно, кровать Ayrton. "Все в этой коллекции вызывает вкусовые ассоциации. Эта кровать, например, напоминает фрукт, - рассказывает Ора Ито. - У нее словно бы есть твердая оболочка-кожура - и внутреннее наполнение - мякоть. Покрытие светлое, средняя часть красная, как будто внутренность плода". А вот диван Dune очень похож на слоеный пирожок из-за черной разделительной линии, проходящей по центру.

Все свои предметы Ора Ито проектирует в виде 3D-макетов. "Для меня важно видеть, как ложатся тени. Светотеневая моделировка предмета должна быть понятна на самой ранней стадии проектирования, ведь свет - мощное оружие, с помощью которого можно преобразить любой предмет. Вот, например, эта кровать. За счет того, что верхняя полочка прикроватной тумбы чуть короче нижней, создается тень, которая тянется вдоль всей длины кровати, и это дает дополнительный цветовой акцент - темная полоса между светлой и яркой поверхностями", - рассказывает дизайнер.

Предметы от Ора Ито получаются на редкость аэродинамичными по форме и эргономичными по содержанию. Так, например, прикроватные тумбы Ayrton идут в блоке с кроватью, не имеют дверок, верхняя часть полки короче нижней, так что все необходимое можно достать не вставая с кровати. За счет почти незаметных тоненьких ножек конструкция кажется легкой и как будто парящей в воздухе.

В 2006 году Ора Ито был назван лучшим дизайнером года. И, поверьте, судя по всему, это далеко не вершина карьеры. Похоже, что все самое интересное только начинается.