Пастораль для урбаниста
трехуровневый частный дом (500 м2) в Санкт-Петербурге Владимир Жуйков, Петр Назаров, Сергей Ивонин, Григорий Михайлов, Дмитрий Егоров Реконструкция и обустройство частного дома на Крестовском острове в г. Санкт-Петербурге
в галерею
До сих пор мы упорно представляем себе собственный дом в виде особняка посреди белого цветения вишневого сада или зеленых лугов, по которым носятся холеные датские доги. Словом, нечто среднее между дворянским гнездом где-нибудь на Тамбовщине и жилищем эсквайра в графстве Чешир.
Но на самом деле дом не обязательно должен быть загородным, порой он вполне органично вписывается в городской ландшафт.
Здание, о котором пойдет речь, может служить примером современного особняка, идеально приспособленного для комфортной жизни семьи из трех человек. Хозяева - люди, давно мечтавшие сбежать из "каменных джунглей", и в то же время не желающие менять шумную жизнь мегаполиса на сонную тишину пригорода. Эти предпосылки повлекли за собой ряд особенностей. Так, в доме почти нет хозяйственных и подсобных помещений. Действительно, для чего могут понадобиться винный и продуктовый погреба, если до супермаркета рукой подать?
Историческая справка. Крестовский остров, на котором находится дом, издавна привлекал лиц, приближенных к императору. В списке особ, почтивших своим присутствием местные берега, значатся светлейший князь Александр Данилович Меншиков и сестра Петра I Наталья Алексеевна. С тех пор Крестовский остров овеян ореолом романтики, чему способствуют парки, особняки и чудесные виды на Малую Невку. Особую привлекательность этому уголку придают царящие на нем тишина и покой. Лучшее место для обустройства собственного дома, пожалуй, трудно и придумать.
Изначально предполагалось, что в доме будут проводиться не только дружеские посиделки, но и рауты, коктейли и party.
Следовательно, требовалось четкое деление пространства на жилую и представительскую зоны, желательно максимально изолированные друг от друга.
Такой сугубо прагматичный подход ощущается уже в прихожей, где помимо повседневного шкафа для верхней одежды предусмотрен впечатляющих размеров встроенный шкаф-гардеробная. К его зеркальным дверцам ведут ступеньки, поднимающиеся от входной двери, и именно там вполне уместно встречать приглашенных.
Исключительно из соображений предельной обособленности приватной (второй этаж) и гостевой (первый этаж) частей дома не предусмотрена традиционная парадная лестница, которая обычно призвана объединять внутреннее пространство. Лестница как таковая, конечно, есть, но она играет утилитарную роль и скромно расположена на периферии.
Лирическое отступление. Европу в последнее время "ведет" на нищенско-убогую простоту. Что ж, Бог в помощь! Наверное, когда-нибудь и нас потянет на обшарпанные стены и погрызенные древоточцами диваны, но пока мы предпочитаем черному хлебу и ключевой воде ананасы под шампанское, а бревенчатым избам - обилие зеркал и позолоты. Видимо, на наших пристрастиях сказываются почти семь десятков лет воздержания и жизни в малогабаритных квартирах, окрашенных в практичные, немаркие цвета.
Гостиную невозможно описать никаким иным словом, как "пышная". Ее парадность подчеркивают стены, покрытые "венецианской штукатуркой", драпировки из органзы и "дворцовое" расположение светильников.
В стилистическом отношении интерьер этого помещения решен с изрядной долей иронии, здесь произвольно смешаны классика и современность.
С парадной торжественностью мебели и декора диссонирует камин из тонированного стекла и металла - своеобразный аккорд хай-тека в плавной мелодии менуэта.
Кроме того, гостиная оснащена системой домашнего кинотеатра и по желанию легко превращается в кинозал. Здесь можно провести немало приятных вечеров, созерцая голливудские блокбастеры - хозяин явно не испытывает модного ныне отвращения к телевидению.
Об этом убедительно свидетельствуют и огромные плазменные экраны в гостиной, столовой и спальне.
Не уступает гостиной по роскоши оформления и смежная с ней картинная галерея. Дело в том, что хозяин собрал большую коллекцию копий произведений Сальвадора Дали. В галерею превратился небольшой холл между гостиной и столовой, который украшают посеребренные подвесной потолок и двери лифта. Все работы по золочению и серебрению выполнены Александром Беликом, он же стал автором декора великолепного шкафа в хозяйской спальне. Холл контрастирует с ярко освещенными гостиной и столовой. Он получился более темным и выполнен в прозрачной серой гамме. Такое решение призывает к вдумчивому созерцанию шедевров великого испанца или к неспешному разговору за бокалом вина. Тем более, что в холле предусмотрен удобный диван для приятных бесед тет-а-тет.
Самой стилистически строгой зоной первого этажа можно считать кухню, что обусловлено ее утилитарным предназначением. Сияние стальных поверхностей настраивает на серьезный лад, а вот вплотную примыкающей к ней столовой свойственен легкий флер расслабленности. Следует отметить, что всю мебель для дома, в том числе и гарнитур из стекла и позолоченного металла в столовой подбирал сам хозяин.
Кухня-столовая снабжена раздвижной перегородкой, которая превращает ее в изолированное помещение. Такое решение продиктовано сугубо практическими соображениями. В гостиной иногда устраивают детские праздники, и тогда взрослые имеют возможность укрыться в покое и тишине.
Самое декоративное помещение второго этажа, пожалуй, хозяйская спальня. Она полна спокойствия и неги. Эту атмосферу создают круглый плафон потолка и романтическое оформление окон. Но главное украшение спальни - золотой шкаф.
"Золотой" в данном случае не метафора. О таком бы мог мечтать сам наперсник Петра I господин Меншиков, который, как известно, испытывал неодолимую тягу к роскоши. Дверцы шкафа украшены имитацией драгоценной мозаики, выполненной столь искусно, что невозможно усомниться в ее подлинности. В рисунке панно угадывается вариация на тему сюжета Густава Климта. Но и это еще не все. При открытых дверцах шкаф превращается в своего рода ширму и служит прекрасным фоном для интерьера спальни.
И шкаф-ширму, и сюжет, его украшающий, можно считать благодарным реверансом дизайнеров в сторону рококо. Пожалуй, и пышность отделки дома - своеобразная дань уважения блистательному XVII веку. При виде хозяйской спальни в памяти невольно всплывает почти забытое слово "будуар", а ведь именно там в былые времена принимали гостей. Неплохо бы возродить этот старинный обычай, чтобы с гордостью продемонстрировать плавно "текущую" по дверцам шкафа золотую реку. Право, жаль, что ее увидят очень немногие.
Лирическое отступление. Человека неудержимо влечет к себе все яркое и необычное. Причем, чем необычнее - тем лучше. В непонятных формах и невероятных сочетаниях цвета мы видим абсолютную свободу, которой до недавнего времени были лишены. Более того, в авангардных картинах и интерьерах мы ощущаем дыхание будущего, которое, как нам всегда внушали, светло и прекрасно.
Если первый и второй этажи решены в основном в классической манере, то мансарда - торжество авангардизма. Здесь невольно погружаешься в буйство ярких красок и изломанных линий: барная стойка из плиты зеленоватого мрамора с "рваным" краем, обрамление входа в ванную комнату из кричащей красной плитки, "падающая" стена из голубых полупрозрачных стеклоблоков. Похоже, что адреналин приобрел здесь архитектурные формы и заявил о своем праве на материальное существование. Тем не менее, столь неожиданное оформление зоны отдыха вполне себя оправдало.
Вместо томной неги здесь - приток чистой энергии и экспрессии, остается лишь настроиться "на прием".
Завершая рассказ, хочется вспомнить высказывание одного из его авторов, который считает, что любой интерьер