Покорение пространства
пентхаус общей площадью 800 м2 (Москва)
Квартира расположена в пентхаусе многоэтажного дома и занимает два этажа. Площадь впечатляет - около 800 кв. метров. Также впечатляют высота потолка - 6 метров - и огромное окно, фактически застекленная стена. Можно сказать, что это квартира с масштабами дворца, но предназначенная для современного городского образа жизни, требующего от интерьера уюта и функциональности. И в принципе в данном случае пространства было слишком много, оно было пустым и холодным. Архитектор Наталья Бабиевская поставила себе задачу очеловечить эти почти нечеловеческие масштабы. Пространство нужно было сгустить, наполнить теплом и смыслом. Кроме того, его нужно было структурировать, сделать логичную и простую планировку, превратить пустоту в простор. На помощь в осуществлении поставленных целей были призваны классические законы композиции. Большого количества комнат в квартире не требовалось: хозяин живет один. Поэтому решили с планировкой не мельчить, а оставить несколько главных для жизни помещений - гостиную, спальню, SPA-зону и т.д.
Каждая комната, хотя тут больше подходит слово "зал", построена по классическому принципу: есть четко определенный центр, в котором пересекаются оси пространства. В гостиной этот центр обозначен символическим образом - большим золотым шаром на пьедестале. Он стоит на гранитном подиуме, декорированном мраморной мозаикой с золотыми кругами. По сути, это омфал - камень, бывший центром мира в античной мифологии. Если учесть, какая панорама открывается из гигантского окна в гостиной, то такая символика, в общем-то, неслучайна - тут действительно чувствуешь себя как в центре мира. Но с другой стороны, история появления этого сооружения была почти как у Ахматовой: "когда б вы знали, из какого сора…" Дело в том, что золотой камень, мраморная мозаика, золотые же колонны архитектор спроектировала для того, чтобы обыграть и эстетически поправить несколько неудачную архитектору постройки. Купол с колоннами был в помещении изначально, колонны несущие, а расположены немного не к месту. Убрать все это было невозможно по техническим причинам. Убирать нельзя, но можно превратить недостатки в художественный прием, как и сделала автор, максимально сгустив краски и обратив причуду строителей в чудо декорирования.
Наталья использовала самые роскошные цвета и фактуры - золото, черный глянец, и получилась гламурная инсталляция в центре огромной гостиной, практически парадного зала. Часто примерно так же бывают оформлены холлы отелей, да и, собственно, многих дворцов. Вокруг этой инсталляции логично расположились функциональные зоны - диванная, столовая, каминная. А стены облицованы так, чтобы сделать пространство максимально насыщенным, создать ощущение полноты. Для этого использовали четыре вида шпона: палисандр, черное дерево, корень ясеня, корень клена. Такое разнообразие понадобилось для того, чтобы огромные стены не были монотонными и подавляющими, чтобы в отделке были контрасты, оживляющие интерьер. И в целом стилистика гостиной напоминает образцы американского ар деко, внушительные и дорого оформленные.
Ассоциация с американскими интерьерами в стиле ар деко возникает и в спальне. "Мне говорили, что спальня похожа на президентские сьюты в каком-нибудь нью-йоркском отеле, - говорит Наталья Бабиевская, - что, в общем-то, соответствует предпочтениям хозяина квартиры. Спальня находится прямо под гостиной, и в ней продолжаются те же несущие колонны, между которыми находится композиционный центр помещения. Чтобы их обыграть, автор решила установить кровать именно в центре спальни, а не традиционно - у стены. Замечательно, что по этому же принципу строятся и другие пространства квартиры: в центре SPA- зоны стоит небольшой круглый бассейн, в центре ванной - душевая кабина. И это важный психологический момент. Обитатель квартиры постоянно чувствует себя в центре, сам является ее центром и получает от жизни максимальное удовлетворение.
Автор проекта Наталья Бабиевская: "Колонны были в пентхаусе изначально, и убирать их было нельзя. Мы решили использовать принцип, заложенный в самом помещении. Именно колонны и их соотношение с круглой линией потолка-крыши продиктовали композицию, построенную по классическим законам"