Потерянный сад

Декорации к новому фильму Сергея Овчарова

Текст: Юлия Сахарова

Фото: Юрий Молодковец

Журнал: N11 (122) 2007

Режиссер Сергей Овчаров снимает на "Ленфильме" кино по легендарной пьесе А.П. Чехова. Причем это совершенно новая версия "Вишневого сада" - не драма, а скорее трагикомедия. Или щемящая эксцентриада, как определяют жанр фильма его создатели. По мысли режиссера-постановщика, именно такая трактовка наиболее близка замыслу писателя

Чехов недоумевал, почему "критика рядит" его "в какие-то плакальщицы" - он-то задумал "Вишневый сад" как комедию. Глубокую, неоднозначную, с пронзительными нотами, но все-таки комедию. Сергей Овчаров решил вернуться к авторской трактовке жанра пьесы, вытащить на поверхность то, что сближает ее с классической комедией del arte, комедией масок. Вот Пьеро, вот Коломбина, вот доктор Панталоне… Нет, прямых параллелей никто не проводит, но полунамеки авторов более или менее явно их обозначают.

Вообще, это кино режиссер строит по законам театра. И изнутри, и снаружи. Изнутри это многочасовые репетиции каждый день. А снаружи… Например, сцены в саду снимались в павильоне, а не на натуре. Этому существует и чисто техническое объяснение - время цветения вишни всего около недели, за такой срок фильм не снять. Но существует объяснение и чисто художественное, более убедительное: эта многослойная киноистория про вишневый сад находится в сложном диалоге с театральными постановками прошлого. Но не надо быть театроведом, чтобы заниматься дешифровкой этих смыслов. Все будет понятно. И благодаря игре актеров, и, конечно, благодаря декорациям.

Декорации построили в знаменитом павильоне № 4 (где когда-то демонстрировали первый фильм братьев Люмьер) по эскизам художника-постановщика Дмитрия Малича-Конькова. Они восхитительно ненастоящие, как в настоящем театре. Но это-то здесь и работает как прием. Деревья искусственные, цветы вишни бумажные. В павильон завезли 20 тонн земли и гальки, чтобы посадить искусственные деревья. Нет, конечно, в интерьерах есть настоящая мебель, антикварная и сделанная на заказ, тщательно подобранные аксессуары. Есть очень похожие на настоящие дым, ветер, специальный свет. Но все это настоящее встроено в условное театральное пространство, не нарушая целостности художественного решения. И жанра щемящей эксцентриады. Почему щемящей? Потому что авторы фильма докопались до глубинного архетипа истории о вишневом саде. Это история о потерянном рае. Все герои, как понимают их авторы, положительные. Но они не смогли побороть свои слабости, не выдержали испытания на верность и в результате свой сад (или рай) потеряли…

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​Как выбрать окна для загородного дома? 10 советов

Окна в доме ощутимо влияют на качество жизни в нем. В этой статье рассказываем, как выбрать хорошие окна, чтобы они защищали от сквозняков и сырости, пропускали больше света и способствовали общему комфорту жильцов.

#Интерьер #Дома

Акцентная стена из обоев в спальне: 10 ярких примеров

Подсказали, как оформить и предложили готовые решения.

#Интерьер #Спальни

5 актуальных дизайн-идей для кухни: рассказывают профи

Кухня без верхних шкафов, гарнитур под цвет стен, акцент на отделку и технику и другие идеи российских дизайнеров.

#Интерьер #Кухни и столовые

Квартира в стиле «ультракомфорт» в центре Екатеринбурга

Квартира для молодой семьи находится в новом жилом комплексе. Дизайн интерьера построен на принципах максимального комфорта.

#Интерьер #Квартиры #Минимализм #Екатеринбург