Путь к совершенству
загородный дом Андрис Куликов, Антон Непершин
в галерею
Заказчикам хотелось, чтобы интерьер помещений был не только презентабельным, но и, что немаловажно, обладал особой домашней атмосферой, которую можно определить таким неоднозначным и растяжимым понятием, как "уют". Нужно было не просто оформить стены, потолки и окна.
В обновленном интерьере мирно сосуществуют предложенные архитекторами оригинальные объекты-акценты и многочисленные дорогие хозяевам вещицы. Лейтмотивом оформления, но далеко не единственной его темой, стал стиль ар-деко, выросший на почве западноевропейского модерна. Именно это позволило архитекторам реализовать самые смелые идеи, органично вписать в интерьер разностилевые элементы и, используя многочисленные декоративные приемы, изменить облик стандартного загородного коттеджа без радикальной перепланировки. Фасад уже построенного дома также был скорректирован не сильно, но приобрел новое звучание.
Дом разросся по вертикали: два основных этажа дополнены подвальным помещением и антресолью. В подвале теперь размещается домашний кинотеатр с огромным экраном, яркими американскими плакатами на стенах и барной стойкой посередине. На антресоль ведут несколько ступенек - там расположен кабинет.
Композиционным центром дома можно считать двусветную гостиную первого этажа.
В нее ведут великолепные двери со сложным геометрическим орнаментом из разных пород дерева и стекла, которые и сами можно рассматривать как некую супрематическую картину. Затейливый рисунок пола в гостиной выполнен из ценных цветных пород мрамора. Он влечет нас к причудливо изогнутой лестнице, связывающей первый, представительский, этаж со вторым - частным. Перила и стеклянные пластины ограждения, поддерживаемые латунными ятаганами, повторяют изгибы лестничных маршей. По внешнему облику и расположению в интерьере эта конструкция сильно отличается от традиционных дворцовых и усадебных парадных лестниц. Она как бы формирует окружающую среду, утрачивая чисто техническую функцию. В современных частных домах и квартирах, дизайн которых разрабатывается профессионалами, лестница обычно символизирует резкую смену обстановки, переход из гостевой части дома в интимную. В рассматриваемом нами доме драматизм такого перехода максимально смягчен. Плавный ритм ступеней дает понять, что торопливость и суетность здесь не приветствуются.
Неспешно поднимаясь, останавливаемся передохнуть на площадке, разделяющей лестничные марши, заглядываем в закуток эркера и с удовольствием любуемся антикварной статуэткой на изящном пьедестале. Еще раз оглядываем гостиную с балкончика в конце лестницы.
Огромной сверкающей люстре почти во всю двенадцатиметровую высоту дома можно найти аналогии как в древности (вавилонские зиккураты), так и в современном искусстве (башня Татлина - пространственный символ поступательного развития, восхождения, движения времени). Этот мотив здесь неслучаен: небольшие декоративные башенки подобной формы встречаются и возле дома.
Интересно, что спиралевидная люстра появилась в интерьере совсем недавно. В прошлый Новый год на этом месте была подвешена необычная елка из связанных в венки еловых веток, концентрическими кругами спускавшихся с потолка. Вся композиция имела форму перевернутого конуса и завершалась еловым шаром с вплетенными в него новогодними украшениями. Очень необычно и зрелищно. Этот эксперимент показал, что и каскад хрустальных подвесок будет выглядеть здесь очень эффектно.
Надо сказать, что ничего в этом доме не делалось без предварительного расчета и проверки. Большинство деталей в виде чертежей в натуральную величину сначала примеривались к среде будущего обитания. Часто мастерам заказывались "пробники" - элементы декора, выполненные в материале. Так было, например, с чугунной решеткой ограды вокруг дома. Хорошо смотревшийся на чертеже, чугунный "пробник" на деле оказался чуть громоздким, и впоследствии конструкция была скорректирована. Подобная история произошла и с перилами главной лестницы.
Андрис и Антон прикладывали к уже существующей конструкции выполненный в натуральную величину латунный обод-ятаган, поддерживающий стеклянный экран. Это позволило им лучше представить окончательный облик объекта и сделать свою идею более наглядной для хозяев. Подобный подход требует времени и денежных затрат, но при этом позволяет свести к минимуму появление случайных, неоправданных элементов и делает интерьер гораздо более цельным, законченным.
Долго колдовали и над созданием авторского камина в гостиной. Стены офиса архитекторов украшает десяток полноцветных эскизов, на которых перед нами предстают камины, один другого краше.
Все они были предложены хозяевам, в конце концов выбравшим камин в виде мраморного круга с латунным завершением. Но на этом творческий процесс не закончился: во время воплощения проекта в жизнь латунный кожух приобрел новую эффектную деталь - динамичную стрелу, уводящую взгляд наверх, туда, где мраморная облицовка дымохода с белыми вставками имитирует клубы поднимающегося к небу дыма.
Описать все диковины, встречающиеся во время экскурсии по комнатам дома, сложно. Взгляд постоянно приковывает какой-либо замысловатый предмет. Широкий мраморный подоконник кухни вдруг выгибается волной и перевоплощается в стол; по зеркальному коробу, скрывающему холодильник и прочую бытовую технику, проплывает большая рыба из черного металла. А над холодильником - гигантский огрызок металлического яблока, съеденного, видимо, самим Гаргантюа. В кабинете книги и декоративная скульптура размещены на интересных полках в виде прозрачных кубов, помещенных друг на друга, из-за чего кажется, что они висят в невесомости.
Многие предметы как будто "ускользают" от нацеленного на них пера автора. Только, например, соберешься обратить внимание читателя на статуэтку танцовщицы-стрекозы, стоящую на маленьком столике в бильярдной, как она уже упорхнула в спальню, преобразив и разнообразив своим появлением новую среду обитания.
Неторопливый и размеренный ритм работы архитекторов и тщательный подход даже к казалось бы незначительным мелочам открывают неограниченный простор для генерирования и воплощения новых идей, а иногда и для переработки уже сделанного.
Итак, за три прошедших года дом полностью преобразился, а строительство зимнего сада, ради которого все и затевалось, пока так и не завершено. Этот стеклянный зеленый оазис среди снежных российских лесов будет достроен уже скоро. Но работа для архитекторов еще найдется, так как дом постоянно развивается вместе со своими обитателями. И жить в нем, наверное, интересно. Потому что все время ждешь чего-то нового.