Разделать под орех
Мебель из орехового дерева: история, декор, стили
в галерею
В резиденции австрийских императоров, венском дворце Шенбрунн, есть удивительная зала. Nussholzzimmer, или Ореховая комната, служила для частных аудиенций, здесь принимали только приближенных и доверенных лиц. Император Франц-Иосиф I особенно любил эту залу. Оформлена она солидно и парадно, и в немалой степени такое впечатление создается благодаря роскошным панелям из грецкого ореха, которыми забраны все стены. У ореха - приятный глазу, теплый, «уютный», золотисто-охристый цвет, и в целом атмосфера в этом полуофициальном помещении более камерная.
Такие панели (резные называлиcь буазери) были и в отечественных дворцовых резиденциях. Моду на орех в XVIII веке ввел Петр I. Несмотря на грандиозность политических начинаний, в быту император предпочитал предельную простоту и жил довольно скромно. Он позволил себе всего одно интерьерное излишество - личный кабинет в Летнем дворце. Стены этого помещения украшены необыкновенно красивыми буазери с изображениями военных трофеев, сделанными из грецкого ореха. Император считал, что в такой обстановке работа спорится.
Примеру венценосных особ следовали и сановные придворные. Например, ореховыми панелями украшены покои Меншиковского дворца, принадлежавшего «правой руке» Петра I. Увлеклись модной темой и вельможи рангом пониже. Так, во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге модным местом считался особняк Половцева. Сюда любило наезжать светское общество. Интерьеры резиденции оформляли известные мастера тех лет. Одним из самых любимых помещений в доме и у хозяев, и у гостей была Ореховая столовая.
В те годы орех использовали преимущественно французский и турецкий. Сейчас различают итальянский, английский орех, применяют и все тот же французский. Цвет древесины определяется главным образом регионом, где она выращена. Французские сорта - сероватые, итальянские - более коричневые (и волокна у них крупнее, шире, ярче выражена структура), английские - еще темнее, тон уходит в красноту. У всех сортов четко прорисовано ядро: оно темнее основных волокон, вокруг него видны прожилки и крапинки, а сами волокна волнистые, неоднородные - в целом необыкновенно красиво! В зависимости от того, как ствол распилен, рисунок получается разный: если спил продольный - деталь контрастная, полосатая, если поперечный - муаровый узор. Именно текстура, а также эффектная цветовая гамма (варьируются оттенки коричневого) и делают эту древесину такой популярной. Причем используется не только ствол, но и корневища, и наросты. На Кавказе есть даже специальные мастера, которые работают только с наростами. Такие наросты могут быть длиной до двух метров и имеют более интересный рисунок, чем у самого ствола, - крапчатый, волокнистый. Их используют в основном как отделочный материал. Интересно, что применение нашли даже листьям ореха: они идут на производство красителя.
Итальянские мебельщики особенно ценят эту древесину. Используют, конечно, прежде всего свой, местный орех, и преимущественно в качестве шпона. Ореховая мебель богато украшается. Есть самые разные варианты декора. Прежде всего традиционная резьба. Орех легко режется, что позволяет создать изящные узоры и обеспечивает акцент на деталях. Так, витрина из ореха (
Однако материал этот допускает вариативность: если по законам стиля - барокко (буфет