Ренессанс. Парафраз. Парадокс
дом в Подмосковье Владимир Фуражкин Пространство частного дома, исполненное в характерном для итальянской архитектуры стиле
Италия - центральная тема в этом подмосковном доме. Правда, сам архитектор так не считает. Автор убежден, что он не имеет никакого права оценивать то, что получилось. Эта прерогатива принадлежит кому угодно, но не создателю. Конечно, звучит по меньшей мере как парадокс. Наверное, только это именование способно примирить тех, кто всегда стоит по разные стороны, - творца и зрителя
Этот дом не слишком велик (его площадь - 450 м2). При этом внутренняя организация пространства и, главное, декор делают его поистине исключительным архитектурным объектом. Патрицианский изыск, ренессансные цитаты, ампир и модерн, стилевая смелость во всем, современная технологичность и комфортность на уровне третьего тысячелетия - и это еще скудный список характеристик.
Архитектор Владимир Фуражкин начинал работать в уже выстроенной, готовой "коробке". Но внутри... Первая, и, наверное, единственно верная ассоциация - Венеция.
В подмосковные леса перенесен не столько стиль и характерные для венецианской архитектуры элементы оформления апартаментов: заботливо и бережно переданы настроение и атмосфера древнего города, давно ставшего культурным мифом.
На первом этаже расположены гостиная, гостевая комната, прихожая и кухня. И если кухню, прихожую и в какой-то мере гостевую комнату можно назвать стандартными (хотя это было бы несправедливо), то гостиная никак не вписывается в координаты обыденности. Мебели здесь немного: громадные, белой кожи, стильные кресла и диваны; темно-красного, цвета густого вина, шкафы и горка (выполненные по эскизам Владимира Фуражкина). Все призвано привлечь внимание к полу. Впрочем, затмить этот шедевр невозможно ничем. Потому что он целиком набран из агата. И хотя он именуется полудрагоценным камнем, эстетический эффект намного превосходит столь скромную атрибуцию. Золотисто-дымчатые переливы натурального камня, яшмовый рисунок придают гостиной поистине дворцовый статус. Еще один важный декоративный акцент - роскошный, внушительных размеров, камин. Украшенный фарфоровыми фигурками и барельефами, которые венчают изящные колонны, он действительно великолепен.
Люстры, в виде трех помпезных хрустальных "гроздей", - достойное освещение для этой залы. Они помещены в концентрические круги, которые в свою очередь вписаны в правильные квадраты классической лепнины.
На полу вальяжно раскинута львиная шкура: это скорее не охотничий трофей, но необходимый символ патрицианской роскоши.
Мраморная лестница и ее декоративное окружение - в сдержанной жемчужно-серой гамме. Роспись стен - современный живописный "парафраз" средневековых фресок. Кованые поручни - в виде прихотливо вьющейся виноградной лозы, где "прижились" литые саламандры, жуки и лягушки. Солнце томно светит сквозь витраж, повторяющий ренессансное настенное "полотно". Спальни на втором этаже непохожи друг на друга. "Взрослая" - это золотой, красный, белый и черный цвета. Роскошная мебель выполнена в манере древнеримского классицизма. Рельефный черно-золотой рисунок инкрустации на белом фоне обрамляет, как оправа драгоценный камень, прозрачные светло-голубые медальоны из стекла. Пол похож на мраморную мозаику, но в самом деле это наборный паркет.
"Молодежная" спальня решена нейтральнее. Элементы "классики" - рисунок паркета, фризы вдоль потолка. Но эти цитаты не превалируют, а скорее оттеняют "техно", без сомнения здесь доминирующий: современный стол, кресла, лампа, стенка, раскрашенная неправильными черно-серыми квадратами. Третья спальня сурова и строга. Так могли выглядеть несколько сотен лет назад личные апартаменты Цезаря Борджиа. Здесь ничего лишнего - это роскошный аскетизм властителя: тяжелая, черно-коричневая с золотом, мебель, темный, неброский, но солидный и дорогой паркет, сочных золотистых тонов стены.
Бассейн в подвале, где также находятся сауна, турецкая баня, тренажерный зал и бар, невелик, всего 10 метров в длину. Мозаичные готические соборы, колонны, стрельчатые готические окна отражаются и в нежно-синей воде, и в глянцевом потолочном покрытии.
Массивная медная входная дверь, с фантастическим сказочным рисунком, и начинает эту венецианскую быль, и в то же время завершает этот образ.
В этом интерьере нет имитаций и подделок - тем явственнее ощущение подлинности. Владимир Фуражкин создал свою Венецию.
Владимир Фуражкин:
"Я создавал пусть небольшой, но дворец, и каждая его зала должна была стать неповторимой, изысканной. Я хотел "поселить" в доме добрую венецианскую сказку о королях и принцессах,
но не сценическую бутафорию с придуманными персонажами, а воплощенную в реальности мечту".