Этот дом был задуман архитектором Иваном Князевым как произведение "чистого искусства": на момент проектирования у него не было реального хозяина, а в роли заказчика выступала строительная компания, которая затем намеревалась его продать. Вынужденная "безадресность" проекта послужила мощным творческим стимулом. В результате пригород Петербурга обогатился ярким образцом современной архитектурыО своем новом проекте рассказывает архитектор Иван Князев.
SALON: Каким образом возникла идея создать проект дома со столь ярким художественным образом, притом что он изначально предназначался для продажи? Ведь в большинстве случаев объекты, не имеющие адресата, застройщики наделяют унифицированными чертами.
- Я согласен с вами в том, что это действительно редкий пример авторского проектирования. В моей практике такое случилось впервые. Заказчик предоставил мне полную свободу действий, сказав: "Нарисуй дом, какой тебе хочется". Ну я и нарисовал. Как впоследствии оказалось, ход был правильным. Авторская архитектура всегда находит своего заказчика, хотя, конечно, не массового.
S: В одном из интервью Вы сказали, что в стилистическом плане отдаете предпочтение синтезу национального романтизма и модерна. А в этом случае вы обратились к хай-теку.
- Хай-тек, несмотря на всю свою цельность, очень разнопланов. К примеру, у Ричарда Роджерса он индустриальный, у Норманна Фостера - брутальный, а вот Майкл Хопкинс всегда пропагандировал романтический хай-тек, где наряду со сталью и стеклом используются натуральные материалы: камень, дерево и обязательно какая-то зелень. Образ этого дома как раз и сложился из таких аллюзий, к тому же меня всегда привлекал романтический хай-тек. Второй источник вдохновения - "корабельная" викторианская Англия. Я некоторое время работал в Великобритании и близко к сердцу воспринял эстетику старинных кораблей, ведь это не что иное, как синтез высоких технологий своего времени и романтизма. Своеобразный хай-тек в корабельной архитектуре XIX века. Так и была задумана конструкция особняка, в которой художественный образ передается через конструктивные элементы. Взять хотя бы мощные стальные фермы, которые, с одной стороны, несут на себе только стальные козырьки, с другой - сами кое-где висят на струнах. В очертаниях фасада и окон угадывается силуэт арки. Широкие свесы кровли изнутри подшиты корабельной доской, и когда под ними стоишь, то кажется, что заглядываешь внутрь перевернутой вверх дном лодки. Наружные стены облицованы путиловским известняком. Это очень интересный камень, точнее, окаменевшие отложения трилобитов. Когда на него смотришь, то всюду видишь крошечные раковины - свидетельства другой жизни. Вот во всех этих деталях и проявляется романтизм хай-тека. Но в условиях российской действительности хай-тек, особенно в частной архитектуре, - понятие условное. Ведь жанр особняка - портретный. Ну не соответствует характеру современного россиянина этот стиль. И все попытки доказать, что это не так, не продвигаются дальше модернизма.
S: А как Вы относитесь к тому, что интерьер дома выполнен как раз в модернистском ключе?
- На мой взгляд, это не противоречит общему замыслу. Я уже сказал, что жанр особняка - портретный, и в данном случае рациональная модернистская эстетика соответствует характеру хозяина. Это хороший пример адаптации уже существующего проекта к привычкам и предпочтениям конкретного человека.
Иван Князев:
"В этом доме соединились образность романтизма и конструктивность хай-тека. Меня давно привлекал романтичный хай-тек, апологетом которого является Майкл Хопкинс: он первым начал, наряду со стеклом и сталью, широко внедрять в свои проекты
камень, дерево, живые растения..."